Настольная бизнес-игра
Охотники за продажами. Возражения
Вы справитесь со всеми возражениями клиентов в игровой форме. Игра помогает изучить инструменты для работы с возражениями и отточить навыки их применения на практике.
Видеотрывки из
фильмов и сериалов, которые
помогают продавать больше!
Подписаться на
Telegram-канал
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
#Гайд#Руководителю отдела продаж
1 июля 2019 Анастасия Солнцева 14889
Больше материалов в https://t.me/avsoln
В работе любого руководителя отдела продаж существует несколько функций, которые нельзя не выполнять.
Все рекомендации и секреты выполнения данных пяти функций в работе отдела продаж вы найдёте в этой брошюре. Готовы получить много новых знаний?
Термины
Менеджмент — система управления компанией, направленная на ее развитие и достижение успеха за счет решения задач и проблем потребителей.
Рентабельность продаж — показатель чистой прибыли в общем объеме продаж.
О чем мечтает любой руководитель? О том, чтобы его отдел продаж работал максимально эффективно без особых усилий со стороны руководства. Чтобы воплотить эту мечту в реальность, необходим постоянный аудит и анализ отдела продаж по конкретным показателям.
Для вашего удобства мы собрали показатели отдела продаж и их единицы измерения в одну таблицу. Получился настоящий чек-лист, который поможет ничего не упустить.
Все зависит от конкретной ситуации и конкретной организации. Для своего удобства вы можете выделить показатели, по которым будете производить анализ работы каждую неделю, каждый месяц, каждый квартал или каждые полгода.
Вы ведь знаете, чем план продаж отличается от цели продаж? Цель — это некая цифра, которую вы должны достигнуть. План — это мероприятия, которые вы будете выполнять, чтобы достичь цели. План — это наши действия, встречи, мероприятия.
Цель не равна мечте и не равна плану. Желание иметь много денег — это ваша цель или мечта?
Да, это мечта. Потому что она не выражена в конкретном количестве денег. Чтобы превратить ее в цель, она должна отвечать определенным критериям. Цель должна быть определена по формуле SMART:
Вспомните анекдот про обезьяну. Лев позвал всех зверей и приказал разделиться на умных и красивых. Когда все разделились, осталась одна обезьяна, которая спросила: «А мне теперь разорваться что ли?!». Это классический пример нерелевантной цели, когда хочется и того, и другого.
После грамотной постановки цели — время составить план. При составлении долгосрочных или кратких планов на день нужно придерживаться 13 простых правил тайм-менеджмента.
Как это реализовать в отделе продаж? Если план нужно выполнить к концу месяца, то ставьте крайним сроком 25 число. Тогда у вас останется еще небольшой запас времени.
«36 вопросов, приводящих к любви»
Карточная игра для семейных и дружеских посиделок (помогает людям становиться ближе).
Клиентская база — это база данных компании, содержащая все необходимые сведения о существующих, бывших и потенциальных клиентах. Это не просто список клиентов и «мертвый» перечень на бумаге, а некий «живой организм», дающий возможность проведения анализа по всем необходимым направлениям.
Хорошо организованная клиентская база позволяет хранить и использовать информацию о «закупочной истории», средней стоимости покупки, частоте закупок клиентами, стоимости приобретенных дополнительных товаров или услуг, сумме скидок и т.д. Такая клиентская база дает возможность прогнозировать продажи и управлять ими, а также вести клиентов.
Если у вас нет такой клиентской базы, то у вас нет системы продаж.
Проблема, которая есть у менеджеров любой компании. Если у вас ее нет — вы просто счастливый человек!
Менеджеры работают не у вас в компании, а у клиентов. Они приходят к вам как к руководителям со словами: «Ну у него денег сейчас нет… Ну давай подождем… У него появятся — он рассчитается… Ну у нас дороже, чем у остальных, давай скидку дадим…». Слышали такое? Подобным фразам нужно положить конец.
Если у менеджеров по продажам спросить, что нужно сделать для увеличения продаж, то они ответят, что нужно понизить цену, проводить больше акций, размещать больше рекламы. И хоть бы кому-нибудь пришла в голову мысль о том, что нужно привлекать больше клиентов, улучшать качество переговоров, пытаться продавать более дорогой товар и больше товаров в чеке.
Ваша задача — делать своих людей профессионалами. Они должны точно считать, отслеживать и понимать свои показатели.
И все разговоры о том, что «продажи от меня не зависят», нужно пресекать на корню.
Коммерческий директор одной крупной компании ставит задачу по увеличению объемов продаж, на что ему кто-то из менеджеров отвечает: «Это невозможно, потому что конкретно вот этому клиенту мы продаем ВООБЩЕ все! Все запчасти они берут только у нас!». Коммерческий директор взял этого менеджера на «слабо». Мол, если ты в этом так уверен, то возьми документы в их бухгалтерии, в которых бы было написано, что 100% покупок они совершают у нас. Менеджер действительно имел хорошие отношения с этим клиентом, запросил документы в бухгалтерии.
Реальный процент присутствия в работе клиента составил 13%, а не 80%, как утверждал менеджер. Вывод? Всегда есть, куда расти.
Пример из практики
Первый шаг при разработке системы оплаты труда — определение оклада и премии, а также соотношение той и другой частей в заработной плате. Оптимальное соотношение — это 30% оклада и 70% премии. Помните, что оклад мы платим сотруднику за ведение CRM и какие-то другие KPI типа количества звонков и количества встреч, а НЕ за то, что человек просто пришел на работу.
Второй шаг — мы решаем, от чего платим премию. От объема продаж, прихода денежных средств или маржи. Премия иногда бывает стабильной, но таким образом устанавливается потолок, выше которого сотрудник прыгнуть не сможет.
Третий шаг — определяем процент, который мы будем платить. 1%, 3%, 5% … процент зависит от рентабельности вашей компании и от того, что вам нужно выйти на ту сумму, которую должен получить ваш менеджер. От этого будет зависеть и план продаж. Основная рекомендация — платить сотруднику чуть выше, чем в среднем по рынку.
Четвертый шаг — самый сложный. Определить коэффициенты. Для этого дифференцируем полученную сумму (Мвр) по критериям выполнения планов:
ВАЖНО: Сотрудники отдела продаж не должны иметь возможности «собирать» свою заработную плату за счет дополнительных бонусов и акций и при этом не выполнять план продаж!
В работе любого сотрудника существуют два вида факторов: гигиенические и мотивационные. Если у сотрудника нарушаются гигиенические факторы, то он уходит из компании. Гигиенические факторы НЕ заставляют человека работать больше, они просто удерживают его на месте. К примеру, зарплата, отношения с руководителем и коллективом, красивый офис — это гигиена. Увеличение ответственности, карьерный и профессиональный рост — это мотивация.
Зачастую руководители стараются с помощью гигиенических факторов заставить сотрудников работать лучше. Ярким тому примером является то, как руководитель крупного производственного предприятия делает красивый современный ремонт в офисных помещениях и ждет, когда он окупится. То есть, рассчитывает на то, что сотрудники будут работать лучше. Что на это сказали сотрудники? «Блин, давно пора было сделать этот ремонт! Мы тут вообще в развалинах работали!». Ремонт офиса не заставил никого работать лучше.
Герчиков В.И. был первым, кто создал понимание индивидуальных мотивационных типов сотрудников.
Мотивация избегания (мотивация «от») присуща люмпенизированному типу мотивации. Это «плохой грузчик», который хочет получать свою зарплату и при этом минимизировать свои усилия. Такие люди будут рассказывать руководителю о том, что дополнительную работу не нужно выполнять, потому что и так все хорошо! Этот тип характеризуют низкая квалификация, отсутствие активности в работе и противодействие другим («тебе что, больше всех надо?!»), низкая ответственность перед работодателем.
Воздействовать на таких сотрудников просто (и одновременно затратно): тотальный контроль, приказы, штрафы, наказания, угрозы потери работы.
Лучший тип мотивации для отдела продаж. С этими людьми просто договориться: их интересует только размер заработка. Таких сотрудников можно назвать высокопрофессиональными «наемниками». Они мониторят рынок труда и ищут место, где могут зарабатывать больше. Для них характерны материальные потребности и материальные ценности.
Такой тип сотрудников могут согласиться на более скучную работу, но более оплачиваемую, они чаще других просят повышения заработной платы. Мотивировать их очень просто — деньгами!
Таких сотрудников прежде всего интересует содержание труда. Люди этого типа загораются профессиональными идеями и хотят доказать, что они лучшие в профессии. Им важно признание среди других.
Сотрудники с подобным мотивационным типом склонны надевать на себя корону, поэтому руководителю время от времени стоит ее «подравнивать». Как мотивировать таких людей? Давайте им интересные задания, хвалите и обеспечьте им профессиональный рост.
Это лучшие люди с точки зрения лояльности к компании. Это те сотрудники, которые точно не бросят и не уйдут от вас в кризис. «Патриотам» необходима идея, коллектив, их незаменимость и важность в компании.
«Мы работаем тут, чтобы решать проблемы», — скажет вам такой сотрудник. В работе их заряжает соревновательность и признание: подарите такому сотруднику грамоту или вымпел — и он будет счастлив.
Серьезный недостаток: «патриот» может дружить или за вас, или против вас. Это хороший серый кардинал, за которым нужно следить, что он всегда на вашей стороне.
Такие сотрудники очень сильно мотивированы результатом, который должен быть достигнут, а также ответственностью, которая на них возложена. Чаще всего это люди, которые растут до руководителя или до собственника бизнеса и, скорее всего, не задержатся в вашей компании надолго — они будут расти дальше.
Неудача у этих сотрудников воспринимается как личное оскорбление. Они очень не любят контроль и отчетность, но склонны держать свое слово и соблюдать договоренности. Могут устраивать саботаж из-за несогласия и отыщут поддержку в коллективе, поскольку очень уважаемы.
Если у вас в коллективе есть такие люди, то с ними необходимо договариваться, мотивируя их участием в управлении.
К вопросу контроля сотрудников. В книге Максима Батырева «45 татуировок менеджера» есть остроумная татуировка «учить, лечить, мочить». Это отличная триада взаимодействия руководителя со своими сотрудниками, которая тесно связана с функцией контроля. Сначала мы их «учим», подразумевая, что они что-то не знают, потом «лечим», если они какие-то задачи не выполняют или выполняют с ошибками, и уже если степени воздействия не хватает, то нужно «мочить». Некоторые руководители бесконечно «учат» или «лечат» сотрудников, когда пора бы было «мочить».
Грамотная система контроля в отделе продаж помогает своевременно выявлять и исправлять ошибки, находить новые возможности развития, поддерживать высокий уровень мотивированности сотрудников.
Что поможет контролировать и держать в поле зрения ситуацию в отделе продаж?
Соответственно, для эффективного контроля в вашем отделе продаж должны быть прописаны все инструкции и регламент, предусмотрена система наказаний и штрафов, должна быть отлажена работа в CRM-системе.
Мы попытались сделать это пособие максимально информативным. И всё-таки, одного текста слишком мало, чтобы сделать ваш отдел лучшим по продажам: для этого требуется постоянное развитие. Приходите на наши тренинги, подпишитесь на полезную рассылку, развивайте отдел продаж с помощью крутых игр, становитесь лучше и круче каждый день! Желаем вам роста продаж!
Классные видеоотрывки, которые помогают продавать больше, в нашем телеграм-канале.