+7-913-236-37-37 Корзина 0

Как применять дизайн-мышление в бизнесе

#Пост#Собственнику бизнеса

1 апреля 2019 Школа Продашь! 6 015

О дизайн-мышлении говорят давно и много, но не всегда понятно. Что это такое, правда ли, что его можно использовать для решения любых задач, как оно работает и зачем нужно бизнесу — читайте в нашей статье.

Больше материалов в https://t.me/avsoln

Немного истории

На самом деле модному нынче тренду в следующем году стукнет 50 лет. Идея дизайн-мышления принадлежит американскому социологу Герберту Саймону. Впервые он высказал ее в своей книге «Науки об искусственном» в 1969 году. Спустя некоторое время вдохновленные его подходом ученые Стэнфордского университета основали d.school, где стали продвигать идею Саймона.

Лучше всего к понятию дизайн-мышления подводит цитата Дейва Джарретта, партнера одной из крупнейших аудиторский компаний в США Crowe Horwath:

Дизайн-мышление вызывает у людей робость — как будто для него требуются совершенно иные навыки, чем есть у нас, обычных людей. Когда говорят о дизайнерах, в голову сразу приходит высокая мода. Я же не способен хорошо скомбинировать два предмета одежды. На самом деле мы пытаемся сделать так, чтобы пользователь получил именно то, что он хочет.

Если мы говорим о дизайн-мышлении в бизнесе, то имеем в виду такой способ решения задач, который учитывает в первую очередь интересы клиента. Вообще же фанаты идеи считают дизайн-мышление универсальным инструментом и применяют его во всех сферах жизни: от организации рабочего места до планирования отпуска и воспитания детей — по крайней мере пытаются.

На самом деле у дизайн-мышления есть своя схема, которая позволяет строить самые разные процессы в самых разных областях. Но прежде чем перейти к ней, рассмотрим еще одну важную составляющую дизайн-мышления — творчество.

Творчество против делового подхода

Представьте себе двух начинающих предпринимателей, каждый из которых решил открыть крафтовую модненькую пекарню.

Один думает: «Так, моя пекарня должна стать лучшей в городе, ну или хотя бы быть на одном уровне с лучшими», — и начинает изучать рынок. Ходит по топовым пекарням, узнает, что они стряпают, где закупаются продуктами, нанимает дизайнера, который делал фирменный стиль большинству из них. В конце концов выбирает популярное место в центре города и открывает симпатичную булочную с меню примерно таким же, как у всех.

Второму хочется чего-то эдакого, и он отправляется в уже знакомое нам турне по булочным. В одной из них он слышит разговор двух клиентов:

— Плюшки у них, конечно, ничего, но вот помню в детстве меня бабушка водила в кафе «Сказка» — мы там такие расстегаи ели! Сейчас таких уже не делают.
— Ну а что ты хочешь? Раньше все по ГОСТу было, а теперь…

Он проводит соцопрос среди друзей и знакомых и понимает, что все истосковались по советской выпечке. Потом откапывает старые рецепты, заказывает тематическую айдентику и открывает пекарню в новом микрорайоне. Он просто там живет и знает, что людей много, а с инфраструктурой беда.

В итоге все счастливы, а у нас вопрос: какой подход эффективней? Что бы вы ни ответили, вы правы (потому что эффективны оба). Но не настолько, насколько было бы эффективным решение, объединившее деловой подход с его аналитикой и творчество.

Именно этим и замечательно дизайн-мышление в бизнесе — оно позволяет представить самое фантастическое решение, которое будет нравиться клиентам, и воплотить его в жизнь. А если вдруг что-то пойдет не так — вернуться к предыдущему этапу и переделать.

Этапы дизайн-мышления

Справедливости ради стоит отметить, что изначально дизайн-мышление служило противовесом деловому подходу. Вместо аналитики и желания «сделать хорошо» предлагалась полная свобода творчества: все идеи, которые приходят в голову, — хорошие. Сейчас станет понятно. Итак, этапов шесть.

Этапы дизайн-мышления
  1. Эмпатия. На первом этапе мы должны взглянуть на ситуацию глазами клиента и понять, чего он хочет. Универсального рецепта, как это сделать, нет, но один прием вам точно знаком (мы неоднократно о нем писали) — это активное слушание.

    Сам термин неразрывно связан с эмпатией. Активное слушание пришло к нам из медицины — с его помощью психиатры могли лучше понять эмоциональное состояние пациента и, соответственно, помочь ему.
  2. Фокусировка. После того, как мы прочувствовали боли клиента, начинаем анализировать всю информацию, которая у нас есть и выделяем ключевые проблемы — формулируем вопрос, на который нам нужно будет ответить.
  3. Генерация идей. Отвечаем на вопрос, то есть предлагаем варианты решения проблемы. При этом не ограничиваем себя рамками бюджета или здравого смысла — чистый креатив и полет фантазии. Запомните: на этапе генерации абсолютно все идеи хорошие.
  4. Выбор идеи. А вот здесь включаем критическое мышление и выбираем из множества хороших идей те, которые реально воплотить на практике. Иногда этот этап объединяют с предыдущим, но мы думаем, что так лучше. Ведь если вы сразу начнете ограничивать себя, можете упустить шикарное решение.
  5. Прототипирование. Важно выяснить, как ваша идея работает на практике. При этом не обязательно тратить прорву денег, достаточно сделать бюджетную модель с базовыми функциями — тем более, если идея не одна. Этот этап позволяет поработать над недостатками и выпустить идеальный продукт или отвергнуть идею, учесть все ошибки и начать сначала.
  6. Тестирование. Итак, у нас есть несколько рабочих решений. Они могут казаться превосходными, но клиенты не обязательно думают так же. На этапе тестирования мы показываем прототипы клиентам и получаем обратную связь. Дорабатываем недостатки и выпускаем продукт или возвращаемся к предыдущим этапам и создаем принципиально новое решение.

Как мы уже говорили, дизайн-мышление позволяет возвращаться в начало. И это здорово: никогда не знаешь, когда тебя настигнет гениальная идея. Допустим, мы уже на этапе прототипирования, и тут внезапно приходит совершенно новое решение — просто берем и проходим тот же путь с новой идеей. Особых затрат это не требует, а в результате мы получаем то, что нравится клиентам.

Еще один несомненный плюс дизайн-мышления — отсутствие ограничений. Вспомните этап генерации идей. Сначала мы допускаем, что возможно все, а уже потом думаем, можно ли воплотить идею в жизнь. В связи с этим небольшая вдохновляющая история.

Про ограничения

Вы слышали историю создания Центрального парка? Того самого, в Нью-Йорке. Чтобы выбрать планировку парка, законодательное собрание устроило в 1857 году первый в США конкурс ландшафтного дизайна. К проекту было всего два требования: парк не должен мешать городскому движению, а оно, в свою очередь, не должно мешать отдыхающим в парке людям.

Условия казались участникам нереальными, и выполнить их смогли только два архитектора — Фредерик Олмстед и Калверт Вокс. В своей работе они отказались от двухмерного пространства, проложив несколько дорог под землей, — парк решили строить по их проекту.

Центральный парк в Нью-Йорке
Центральный парк сейчас.

И хотя этому показательному случаю уже больше ста шестидесяти лет, мы до сих пор продолжаем отталкиваться от ограничений — в любой сфере, в том числе и в бизнесе.

Попробуйте

Принципы дизайн-мышления в бизнесе и продажах помогают посмотреть на продукт глазами клиента, а значит, увидеть свои просчеты и стать лучше. Кроме того, благодаря им мы можем выйти из порочного круга одинаковых решений и делать что-то действительно новое. Думаем, планировать отпуск с помощью дизайн-мышления тоже можно, как и многое другое. Но рациональное зерно видим только в отношении клиентов ;)

Классные видеоотрывки, которые помогают продавать больше, в нашем телеграм-канале.

«Охотники за продажами. Типы клиентов»

Охотники за продажами. Типы клиентов

В игре участники узнают о различных типах клиентов и отработают технику идеальных презентаций.

Подробнее

Пишем полезные
посты по продажам

Хочу читать вас в Телеграме

Видеотрывки из
фильмов и сериалов, которые
помогают продавать больше!

Подписаться на
Telegram-канал

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Написать в WhatsApp