Настольная бизнес-игра
Охотники за продажами. Возражения
Вы справитесь со всеми возражениями клиентов в игровой форме. Игра помогает изучить инструменты для работы с возражениями и отточить навыки их применения на практике.
Видеотрывки из
фильмов и сериалов, которые
помогают продавать больше!
Подписаться на
Telegram-канал
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
#Идеальный отдел продаж#Пост#Продажи в рознице#Презентация#Маркетологу#Менеджеру активных продаж
31 января 2022 Школа Продашь! 6006
Иногда маркетинг — это не только сложные схемы и расчёты, но и нестандартные, говорящие метафоры. Сегодня поговорим о том, почему не стоит менять вкус Coca-Cola и зачем Mail.ru «продались» платформе ВКонтакте.
Но начать придётся с предыстории. Если вы её знаете, то пропустите и переходите сразу к нашим примерам. :)
Больше материалов в https://t.me/avsoln
Однажды в 1970-х годах Boston Consulting Group (компания управленческого консалтинга) решила упростить жизнь бизнесменов. Маркетологи во главе с Брюсом Хендерсоном придумали инструмент планирования каталога продуктов. Концепция была основана на четырёх квадрантах, по которым распределялись бизнес-единицы (SBU), то есть бренды или продукты компании.
Брюс Хендерсон предположил, что устоявшиеся и зрелые области бизнеса должны приносить хороший доход («дойные коровы»), который можно было бы инвестировать в новых лидеров рынка («звёзд»). Этот подход должен был помочь определить, в какие продукты следует вкладываться и дальше, а какие — лучше убрать с производства.
Так возникла матрица BCG (по названию фирмы).
Представьте поле, на котором расположены две оси. Ось X обозначает темпы роста популярности продукта или степень необходимости вложений в него, а ось Y — место на рынке или прибыльность продукта.
Чтобы построить матрицу BCG для своего бизнеса и понять, что делать дальше, нужно просто поместить каждый продукт в одну из категорий. При этом критериями станут доля продукта на рынке и спрос на него в соотношении с общими реалиями рынка.
«Презентуй или проиграешь»
Настольная игра поможет отточить навыки презентации продукта или услуги.
Если продукт хорошо зарекомендовал себя, прост в производстве и вам не приходится вкладывать много денег в рекламу, перед вами «дойная корова». Люди уже доверяют таким продуктам, а вы можете расслабиться и получать прибыль.
Банальный пример — ПЦР-тесты на COVID-19 или сервисы доставки еды из магазинов. Они больше не могут расти — технология не меняется. Тем не менее, с 2020 года владельцы бизнеса в этих сферах могут рассчитывать на них как на стабильных лидеров продаж и финансировать в другие продукты за счёт прибыли.
В этот же список могут войти бренды, которые стали легендами: традиционный напиток Coca-Cola, проверенные вкусы Lay’s, классическая одежда (всегда пригодится в офисе), джинсы Levi’s и, к примеру, услуги такси (потому-то ремонтируют машины таксопарка редко, а цены в период пробок неумолимо растут).
Наверняка вам захочется создать как можно больше «коров», но не переусердствуйте: если выжмете из них все соки, рискуете стать банкротом.
«Звёзды» — это продукты, которые, вероятно, вскоре станут ещё популярнее и принесут ещё больше прибыли. А значит, инвестировать в них просто необходимо!
Вот, например, iPhone. Apple знает, что будет продавать кучу своих смартфонов каждый раз, когда они появятся на рынке. Потому-то они и продолжают развиваться в этой области, даже если разница между последними моделями минимальна.
«Звёзды» приносят много денег, но также много требуют и вложений. Если постоянно инвестировать в «звёзд», они могут стать «дойными коровами» и обеспечить рост вашей компании.
С продуктами-«звёздами» чаще всего сталкиваются разработчики игр. Они создают сотни приложений, ожидая, пока одно из них станет популярным. А ещё множество «звёзд» можно найти в киноиндустрии. Большинство продуктов опускаются до «собак», но достаточно одной «звезды», чтобы прославить компанию или режиссёра. Вспомните премьеры, которые сначала вызывают массу обсуждений («звёзды»), а потом их крутят в кино не один месяц («коровы»).
Такой, например, была премьера фильма «Петровы в гриппе». Сняв историю по сюжету книги Алексея Сальникова, режиссёр Кирилл Серебренников перешёл как личный бренд из стадии «собаки» в стадию «вопроса». А фильм, хотя и вызывал волну негатива, всё же стал «звёздным» и спровоцировал множество статей в прессе.
В этот же список можно добавить живые ёлки в период новогодних праздников, одежду с уклоном в последние тренды (например, сейчас бьют рекорды вещи в новом оттенке Pantone и плюшевые сумки), TikTok и фены фирмы Dyson.
Вспомните Tesla Cybertruck — у него большой потенциал на рынке электромобилей, но неоднозначные отзывы насчёт дизайна. До сих пор неизвестно, станет ли этот автомобиль бестселлером. Потому-то его и можно назвать «трудным ребёнком».
Любой продукт, будущее которого под вопросом, — «трудный ребёнок»: новые услуги от СБЕРа (аптека, TV-приставки и интернет), непроверенные рецепты из интернета (понравится вам результат или нет?), мода на чрезмерные вырезы, применение биометрии в приложениях и курсы от жены Джигана.
Эти продукты неоднозначны: неясно, в какую сторону их качнёт рынок. Если бесконечно инвестировать в «вопросительные знаки», у них есть возможность стать «звёздами». И наоборот, если им не удастся добиться успеха на быстрорастущем рынке, они превратятся в «собак».
Не знаем, чем же собаки так разочаровали Хендерсона, что он решил назвать этим словом, скажем так, провальные продукты. «Собаки» истощают ресурсы, выкачивают время и деньги, а растут крайне медленно.
Если «собаки» не дополняют или не повышают эффективность других продуктов, то лучше от них отказаться.
Такие вещи, как стационарные телефоны в квартирах, джинсы скинни из 2015 года, поп-иты, которые ещё полгода назад были «дойными коровами», сейчас, вероятно, и у вас пылятся на полках без особой надобности.
Продукт может быть провальным и изначально, как, например, стриминговый сервис главы Android, Quibi.
Компания сделала ставку на мобильное «смотрение». Предполагалось, что приложением будут пользоваться при поездках и стоя в очередях. Но грянула пандемия, люди оказались на карантине и потребность в мобильном кино отпала, ведь можно было снова смотреть шоу и сериалы дома на больших экранах. В итоге сервис закрыли в октябре 2020-го — через полгода после старта.
Некоторые продукты-«собаки» могут приносить небольшой доход при небольших затратах. Например, если кто-то владеет ретро-автомобилем, который больше не производится, ему всё равно понадобятся запасные части. Хотя это не принесёт ежедневного дохода, «собаки» могут время от времени приятно удивлять — тогда в этих продуктах есть польза.
Когда мы впервые познакомились с матрицей, в голове крутилась тысяча вопросов: а как же внешние факторы? А как расположить продукты-«середнячки»? А не слишком ли примитивна эта модель?
И потом, если один из продуктов-«собак» (например, старые айфоны) провоцирует успех «дойной коровы» (кабель-переходник для наушников, старые зарядки, услуги на ремонт), то как отразить эту взаимосвязь на схеме?
Начав располагать продукты на матрице, мы не знали, что делать, если высокая доля продукта-«коровы» на рынке связана с большими издержками, минимальной маржой и прибылью.
Казалось бы, кругом сплошные вопросы, и матрица попросту неприменима в реалиях. Но у неё есть и несколько важных преимуществ:
✅ Матрица BCG — один из самых простых бизнес-инструментов. Она довольно примитивна, с ней справится даже начинающий бизнесмен (если, конечно, наберётся терпения).
✅ Матрица помогает чётко увидеть все свои продукты и проанализировать их успешность.
✅ Это хороший инструмент, чтобы быстро определить приоритеты для бизнеса или продукта.
✅ А ещё она учит, как сделать продукт популярнее, вырастив «звезду» из «трудного ребёнка».
Термины
Бизнес-портфель — это группа товаров или услуг, которые предоставляет компания или презентует отдельный менеджер.
SMM — это комплекс мероприятий по продвижению бренда или продукта в рамках социальных сетей, в том числе и управление взаимоотношениями с покупателями с пользой для компании.
Матрица BCG сама по себе не является методикой, которая поможет вам предсказывать будущее и всегда принимать правильные бизнес-решения.
Но это отличная отправная точка, которая станет неплохим подспорьем для достижения стратегических целей в долгосрочной перспективе.
Она заставляет вас копаться в данных о продажах и ваших конкурентах, помещать продукты в контекст, что может помочь вам узнать новые маркетинговые возможности.
А вы уже пробовали применять матрицу BCG в своём бизнесе?
Классные видеоотрывки, которые помогают продавать больше, в нашем телеграм-канале.