Многие думают, что геймификация – это про игры. В общем да, но не только. Разбираемся в терминологии, рассказываем, как применять к подчиненным, и показываем клёвые примеры.
Больше материалов в https://t.me/avsoln
Геймификация – это когда механики видеоигр используют в совсем не игровом процессе. Например, в начале лонгрида пишут, что на чтение уйдет 20 минут, а вы, такой, постарались и прочитали за 17 – приятно же.
По сути, элементы геймификации: очки и награды за активность, статусы и ачивки, уровни и таблицы лидеров – встречаются повсюду. Те же оценки в системе образования. Разве они являются показателем знания? Нет, оценки – это уловка, которая заставляет учеников двигаться к цели.
В бизнесе принципы геймификации можно применять к маркетингу и управлению персоналом. Обе темы интересны, но сегодня остановимся на второй. Ее еще называют внутренней геймификацией.
Компании используют внутреннюю геймификацию для повышения производительности, чтобы стимулировать инновационную деятельность, усилить командный дух или каким-то другим способом получить положительные результаты силами собственных сотрудников.
Кевин Вербах и Дэн Хантер,
«Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса!--noindex-->»
Рекрутмент
С недавнего времени компании стали использовать геймификацию для того, чтобы привлекать и тестировать новых сотрудников. Хотя началось все почти двадцать лет назад и не где-нибудь, а в американской армии.
Нужно использовать компьютерные игровые технологии для предоставления виртуального солдатского опыта, который помог бы вовлечь, проинформировать и развлечь аудиторию.
Профессор Военной академии США
А потом America’s Army ушла в народ и стала мегапопулярной.
Если рассматривать современные реалии, то такой подход к рекрутменту выглядит очень даже адекватным. Смотрите:
- Те, кто родился в конце девяностых – начале нулевых, привыкли к играм и разного рода интерактивам. Поэтому бренды, привлекающие молодежь подобным образом, попадают в десятку.
- Еще семь лет назад Cisco System опубликовали исследование, в котором показали, что интернет для поколения Y – такая же базовая потребность, как вода и крыша над головой.
- Интересные форматы быстро становятся виральными, а у нас геймификация пока в новинку. И если немного заморочиться, интерес к вакансии гарантирован.
На вакансию компании Goodby Silverstein & Partners откликнулись 15 тысяч человек. Ребята запустили лендинг, где разместили несколько заданий. Например, записать звонок человека, который говорит с невероятной скоростью. Результаты показали психиатру, и та выбрала самого стрессоустойчивого кандидата.
Обучение
Геймификация идеально подходит для того, чтобы быстро и безболезненно обучить новых сотрудников и помочь им адаптироваться. Обучающую геймификацию можно разделить на тяжелую и легкую. Первая подразумевает электронное обучение с целым игровым миром, вторая – добавление игровых элементов в рабочий процесс.
Тяжелый пример
Компания IBM использует для обучения проект Innov8. Он представляет собой симулятор, в котором ученикам нужно управлять IT-компанией и решать разные задачи: улучшать трафик-систему, модель общения с клиентами или техподдержку.
Легкий пример
Перед выходом седьмого эпизода Star Wars компания Yota запустила впечатляющий проект по геймификации. Они разделили своих сотрудников на имперцев и республиканцев – победила та сторона, которая выполнила план продаж и успешно прошла обучение.
В результате удалось повысить уровень обслуживания клиентов на 87% и увеличить количество обученных сотрудников до 98%, что положительно сказалось на росте розничных продаж.
Ольга Алексеева,
PR-директор Yota
Результативность
Предыдущий пример показателен и в качестве мотивации на результат. А в сети ресторанов Not Your Average Joe's геймифицировали работу сотрудников с помощью приложения Muse компании Objective Logistics.
В профиле каждого официанта фиксируются суммы чеков и чаевых, и лучшие работники могут выбрать награды за свои достижения, например, отгулы. Также приложение предлагает сотрудникам миссии, анализируя их продуктивность. Так, если официант продает мало десертов, приложение предложит квест: продать какое-то количество сладостей за определенный отрезок времени.
Как и в случае с образовательной, результативную геймификацию можно разделить на легкую и тяжелую. Примеры с наградами лучшим сотрудникам в реале мы приводили в статье про мотивацию.
Зерно сомнения
У такого подхода к мотивации сотрудников есть свои минусы. Иногда погоня за вознаграждением может вытеснить мотивацию – психологи так и называют этот феномен, «вытеснением». Когда человек выполняет любимую работу, но перед ним маячит возможная плюшка, внутренняя мотивация уступает место внешней и результат оказывается хуже.
Кроме того, геймификация не может решить всех бизнес-задач, она лишь инструмент, причем временный, ведь интерес ко всякой игре проходит. Когда сотрудники видят смысл в своей работе и она удовлетворяет их материально, игровые механики могут разнообразить будни и внести элемент новизны. В остальных случаях нужно копать глубже и не пытаться лечить симптомы вместо болезни.