26 сентября 2016 Школа Продашь! 7197
Мир знал только одну абсолютно положительную чайку. Ее звали Джонатан Ливингстон. Собратья у него, как помните, были так себе — шумные и бесполезные, ходячие раздражители. Сегодня поговорим об особом стиле руководства, который укладывается в простую формулу: «прилететь, поорать, нагадить и улететь». Называется чайка-менеджмент. Чем он так опасен?
У каждого был руководитель, который умел делать так:
— Почему фура не ушла, я спрашиваю?! Знаешь, сколько стоит час простоя, а? А я знаю!!! Сидите там, ушами хлопаете, а потом вот такая вот стерня происходит!!!
(звонит телефон)
— Добрый день, Павел Леонидович! Ха-ха, и я рад! Да, всё отлично у нас. И вас с наступающим, привет жене и деткам!
(кладет трубку)
— У вас там бардак!! Всех поувольняю нафиг! Штаны там просиживаете!!!
Руководитель
Самое главное в разговоре на повышенных тонах — контролировать себя. Уметь регулировать громкость, остановиться, переключиться и так далее. Когда начинаются эмоции — это уже плохо. Когда к ним добавляются удары по столу — критично плохо. Дальше уже уголовщина.
Но даже если руководитель держит себя в руках и повышает голос исключительно «для дела», а не для удовольствия — разрушительных последствий может быть не меньше.
Человеческая природа такова, что у нас есть механизмы психологической защиты. Они включаются, когда происходит что-то плохое — именно поэтому мы склонны забывать, как в школе опозорились перед всем классом.
Когда руководитель включает крик — психологическая защита сотрудников тоже активируется. Особенно, если такие крики повторяются регулярно. В итоге то, что он хочет донести до подчиненного, и то, что он реально слышит, соотносится примерно так:
Как следствие из предыдущего пункта. Подчиненный слышит, что его унижают и оскорбляют. Думает, как бы так втянуть голову в плечи, чтобы звук был потише. В его мозгу в такие моменты всё что угодно — обида, ярость, ненависть, раздражение — но только не осознание своей вины.
Бывает так, что руководитель в душе всегда мечтал быть прорабом или командиром полка. Он считает, что крик, сдобренный ядрёным матом — лучше всего воодушевляет на подвиги.
На деле же такие благие намерения просто великолепно разрушаются именно криками, особенно если команда решает творческие задачи. Нет хорошего настроения — нет отличной работы.
Меньшее из зол: кричать на подчиненного, запершись в кабинете со звуконепроницаемой дверью. В дальнем конце пустующего крыла бизнес-центра. На обратной стороне Луны.
Однако во времена оупенспейсов и кубиклов всё, что сказано подчиненному, услышит еще 20 человек вокруг. Мало того, что такая публичная порка раздражает сотрудника, она еще и отвлекает от работы остальных. В общем, если задача — снизить продуктивность, этот метод воспитания — самый подходящий.
Чем больше кричит руководитель — тем сильнее его боятся. А это значит: сотрудники будут делать ровно то, что им сказано. Не больше. Четко следовать регламенту. Подстраиваться под систему, чтобы свести к нулю риск снова побывать на «красном коврике».
Крики разрушительнее всего действуют на творческие коллективы — станьте руководителем-чайкой и уже через неделю от былой креативности команды не останется ничего.
Руководитель в хорошей команде — это тот, кто не мешает ей работать. Команда, занятая любимым делом, мотивированная, с правильно поставленными задачами уже делает свою работу. И знает, как ее делать.
Менеджер или руководитель, налетающий как буря посреди полудня, только сеет хаос, сбивает с ритма и портит настроение. Пользы никакой.
Есть люди разного темперамента, которые по-разному реагируют на крик. Одни уходят в слезах, другие терпят, скрипя зубами, а третьи начинают кричать в ответ. К чему это может привести? Сотрудники видят, что боссу можно возражать. Не просто возражать, а орать на него. Ого, да можно даже переорать начальника, не такой уж он опасный!
Постепенно такая методика руководителя вернется к нему бумерангом и непременно огреет по уху. А коллектив расколется на тех, кто терпит, и на тех, кто поддерживает «восстание». В полку последних будет постоянно прибывать. Авторитет руководителя в такой обстановке тает, как снежок на сковородке.
Очень легко привыкать к власти, деньгам и тому, что ты всегда прав. Также легко подхватить стиль чайки и начать орать в повседневной жизни. Семья, друзья, телефонные разговоры с техподдержкой сайта... Почему бы не прикрикнуть на них?
IT-командам хорошо — они общаются исключительно письменно. Получил гневное сообщение в скайп от шефа — воспринял суть, успокоился, подумал, ответил. По делу и без эмоций. Проблема решилась.
К тому же, экономится куча времени на хождения по офису. И никто особо не отвлекается от работы. Хорошая тактика, почему бы не взять на вооружение? Осталось только приучить команду отвечать на такие письма, а не включать игнор — но это уже вопрос дисциплины.
Если специфика вашей работы такова, что кроме как общаться с подчиненными лично или по телефону не получается — попробуйте снизить градус своих эмоций. Увидите, что одна и та же фраза, сказанная с ледяным спокойствием и в горячке — производит совершенно разный эффект.
И он не в пользу стиля Чайки.
«36 вопросов, приводящих к любви»
Карточная игра для семейных и дружеских посиделок (помогает людям становиться ближе).
Полезные шпаргалки
по продажам каждую неделю
Настольная бизнес-игра
Охотники за продажами. Возражения
Вы справитесь со всеми возражениями клиентов в игровой форме. Игра помогает изучить инструменты для работы с возражениями и отточить навыки их применения на практике.