Мир знал только одну абсолютно положительную чайку. Её звали Джонатан Ливингстон. Собратья у него, как помните, были так себе — шумные и бесполезные, ходячие раздражители. Сегодня поговорим об особом стиле руководства, который укладывается в простую формулу: «прилететь, поорать, нагадить и улететь». Называется чайка-менеджмент. Чем он так опасен?
Больше материалов в https://t.me/avsoln
Пятьдесят оттенков чайки

У каждого был руководитель, который умел делать так:
— Почему фура не ушла, я спрашиваю?! Знаешь, сколько стоит час простоя, а? А я знаю!!! Сидите там, ушами хлопаете, а потом вот такая вот стерня происходит!!!
(звонит телефон)
— Добрый день, Павел Леонидович! Ха-ха, и я рад! Да, всё отлично у нас. И вас с наступающим, привет жене и деткам!
(кладет трубку)
— У вас там бардак!! Всех поувольняю нафиг! Штаны там просиживаете!!!
Руководитель
Самое главное в разговоре на повышенных тонах — контролировать себя. Уметь регулировать громкость, остановиться, переключиться и так далее. Когда начинаются эмоции — это уже плохо. Когда к ним добавляются удары по столу — критично плохо. Дальше уже уголовщина.
Но даже если руководитель держит себя в руках и повышает голос исключительно «для дела», а не для удовольствия — разрушительных последствий может быть не меньше.
Чем громче звук, тем меньше доходит

Человеческая природа такова, что у нас есть механизмы психологической защиты. Они включаются, когда происходит что-то плохое — именно поэтому мы склонны забывать, как в школе опозорились перед всем классом.
Когда руководитель включает крик — психологическая защита сотрудников тоже активируется, особенно, если такие крики повторяются регулярно. В итоге то, что он хочет донести до подчинённого, и то, что тот реально слышит, соотносится примерно так:
Вместо осознания вины — «у нас начальник псих»

Как следствие из предыдущего пункта. Подчинённый слышит, что его унижают и оскорбляют. Думает, как бы так втянуть голову в плечи, чтобы звук был потише. В его мозгу в такие моменты всё что угодно — обида, ярость, ненависть, раздражение — но только не осознание своей вины.
Демотивация вместо приободрения

Бывает так, что руководитель в душе всегда мечтал быть прорабом или командиром полка. Он считает, что крик, сдобренный ядрёным матом, лучше всего воодушевляет на подвиги.
На деле же такие благие намерения просто великолепно разрушаются именно криками, особенно если команда решает творческие задачи. Нет хорошего настроения — нет отличной работы.
Крик всех отвлекает

Меньшее из зол: кричать на подчинённого, запершись в кабинете со звуконепроницаемой дверью. В дальнем конце пустующего крыла бизнес-центра. На обратной стороне Луны.
Однако во времена опенспейсов и кубиклов всё, что сказано подчинённому, услышат ещё 20 человек вокруг. Мало того, что такая публичная порка раздражает сотрудника, она ещё и отвлекает от работы остальных. В общем, если задача — снизить продуктивность, этот метод воспитания — самый подходящий.
Страх порождает пассивность

Чем больше кричит руководитель — тем сильнее его боятся. А это значит: сотрудники будут делать ровно то, что им сказано. Не больше. Чётко следовать регламенту. Подстраиваться под систему, чтобы свести к нулю риск снова побывать на «красном коврике».
Крики разрушительнее всего действуют на творческие коллективы — станьте руководителем-чайкой и уже через неделю от былой креативности команды не останется ничего.
Команда разбирается лучше

Руководитель в хорошей команде — это тот, кто не мешает ей работать. Команда, занятая любимым делом, мотивированная, с правильно поставленными задачами уже делает свою работу. И знает, как ее делать.
Менеджер или руководитель, налетающий как буря посреди полудня, только сеет хаос, сбивает с ритма и портит настроение. Пользы никакой.
Раскол, восстание, саботаж

Есть люди разного темперамента, которые по-разному реагируют на крик. Одни уходят в слезах, другие терпят, скрипя зубами, а третьи начинают кричать в ответ. К чему это может привести? Сотрудники видят, что боссу можно возражать. Не просто возражать, а орать на него. Ого, да можно даже переорать начальника, не такой уж он опасный!
Постепенно такая методика руководителя вернётся к нему бумерангом и непременно огреет по уху. А коллектив расколется на тех, кто терпит, и на тех, кто поддерживает «восстание». В полку последних будет постоянно прибывать. Авторитет руководителя в такой обстановке тает, как снежок на сковородке.
Можно привыкнуть быть крикливой птицей

Очень легко привыкать к власти, деньгам и тому, что ты всегда прав. Также легко подхватить стиль чайки и начать орать в повседневной жизни. Семья, друзья, телефонные разговоры с техподдержкой сайта... Почему бы не прикрикнуть на них?
Как не стать чайкой и полюбить другой стиль управления

IT-командам хорошо — они общаются исключительно письменно. Получил гневное сообщение в скайп от шефа — воспринял суть, успокоился, подумал, ответил. По делу и без эмоций. Проблема решилась.
К тому же экономится куча времени на хождениях по офису и никто особо не отвлекается от работы. Хорошая тактика, почему бы не взять на вооружение? Осталось только приучить команду отвечать на такие письма, а не включать игнор — но это уже вопрос дисциплины.
Если специфика вашей работы такова, что общаться с подчинёнными получается только лично или по телефону — попробуйте снизить градус своих эмоций. Увидите, что одна и та же фраза, сказанная с ледяным спокойствием и в горячке, производит совершенно разный эффект.
И он не в пользу стиля чайки.
«36 вопросов, приводящих к любви»
Карточная игра для семейных и дружеских посиделок (помогает людям становиться ближе).