8-800-250-65-58 Корзина 0
Рубрики

блога

МотивацияПосты

Теории мотивации. Часть вторая

21 Августа 2017 Школа Продашь! 2292

Помните, мы уже писали о теориях мотивации? Вот еще порция признанных теорий, элементы которых можно привнести в практику. Менее известные, но от этого не менее интересные. Вперед!

Работа в удовольствие

Теории мотивации. Работа в удовольствие

Когда за каким-то действием следует положительная эмоция, действие в дальнейшем будет повторяться. Если эмоция будет негативной, на действие накладывается табу. При этом важно не переборщить с удовольствием, ведь сильно хорошо — тоже не хорошо. В противном случае человек пресыщается и действия ведут к негативным эмоциям.

Драйвовый бихевиоризм

Представитель необихевиористов, Кларк Халл, представил свою теорию S-R, то есть стимула-реакции. Итак, теория драйвов.

Халл считает, что человек сам поддерживает свое внутреннее состояние. Изменения во внутреннем состоянии ведут к какой-либо реакции. И, так же как все в этом мире стремится к стабильности, человек стремится свести на нет любые изменения. Помогают ему в этом нейтрализаторы — драйвы, они же влечения.

Теория драйвов

Следующие за реакцией новые попытки – подкрепления – усиливают реакцию. И если поведение человека подкрепить вознаграждением, это отложится в его психике. Однако в этом есть ощутимый минус: привыкший к плюшкам работник не захочет работать без дополнительного поощрения.

Поэтому подкреплять нужно только производительный труд сотрудников.

Баланс превыше всего

Хьюберт Рамперсад в начале 90-х годов прошлого века представил универсальную систему показателей деятельности (TPS) и ее уточнение — сбалансированную систему показателей (PBSC). На сегодняшний день она является одной из самых современных концепций.

универсальную систему показателей деятельности

Суть ее заключается в том, что между целями и ценностями работника и целями и ценностями организации должен быть баланс. А главная задача – помочь работнику и организации осознать эти цели и ценности.

Для этого работник должен достигнуть максимального уровня ответственности и преданности компании, а компания, в свою очередь, должна поощрять и обеспечивать индивидуальное и коллективное обучение своих работников. И когда личные цели сотрудников принимаются во внимание, они, сотрудники, начинают работать и мыслить на одной волне с руководством организации. Отсюда и мотивация, и креативное мышление, кайф от выполняемой работы, увлеченность, вдохновение и так далее.

При этом Рамперсад отмечает, что материальные стимулы для индивида «уже утратили свое прежнее значение в качестве стимула к труду».

Термины

Стимулы – воздействуют на положительные эмоции человека: это различные поощрения, бонусы, вознаграждения, благодарности…

Антистимулы (или демотиваторы) – это все то, что воздействует на такие эмоции человека, как страх потерять что-то, что у него есть (или может быть); желание избежать негативных последствий и т.п.

Подробнее

Хоторнский эксперимент

Точнее, группа экспериментов. Они проводились с 1924 по 1932 год на заводе WesternElectrics в США. Наблюдения вела группа ученых под руководством Элтона Мэйо.

Изначально они должны были выяснить, как освещенность рабочего места и другие физические факторы влияют на производительность труда. В результате же было доказано, что на производительность большее влияние оказывает благоприятная психологическая атмосфера, нежели любые технические аспекты.

Хоторнский эксперимент

Также исследователи доказали, что повышенное внимание к эксперименту, новые условия и интерес приводят к искаженному результату. Подопытные чересчур стараются, так как осознают, что участвуют в эксперименте. Это явление получило название хоторнского эффекта.

Я знаю, что я могу

Американец Эдвин Лок в 1968 году опубликовал статью «О теории мотивирования и стимулирования целями», откуда и берет начало теория постановки целей.

Суть этой теории в том, что человек сознательно ставит перед собой цель. И его поведение определяется этой целью: все усилия, энергозатраты и действия подчинены ей.

Схематично весь процесс постановки и достижения цели выглядит так:

процесс постановки и достижения цели

На практике руководителю надо быть прозорливее работника и давать ему задания с оптимальным уровнем трудности.

Какой должна быть работа?

По мнению Джея Ричарда Хакмана и Грега Олдхэма, между факторами работы и отношением к ней исполнителей существует определенная взаимосвязь.

Разнообразие. Чем больше навыков необходимо для выполнения конкретного задания, тем оно привлекательнее.

Завершенность. Важно знать, что получится в итоге, и видеть результат своих стараний.

Важность работы. Осознание того, насколько важно выполнить задачу.

Автономность. Необходимо давать работнику возможность самостоятельно принимать решения.

Обратная связь. После выполненной работы нужно рассказать о том, насколько качественно и эффективно все было сделано (или нет).

Какой должна быть работа?

Мотивация по-русски

Профессор Герчиков предложил свою модель специально для решения отечественных управленческих задач. В ее основе лежат не человеческие потребности, а устойчивые мотивационные типы.

Владимир Исакович выделяет пять таких типов:

Тип мотивации
Характеристика
Инструментальный
Для такого работника главное не работа, а заработок. Но не любые деньги, нет. А именно те, которые он честно заслужил. Поэтому отдача будет максимальной при любых условиях. Если за это дополнительно заплатят, конечно.

Профессиональный
Здесь для работника главное — сама работа. А также возможность проявить себя и доказать всем, что он ого-го. Будет браться за самые сложные задания и становиться лучшим, во что бы то ни стало.

Патриотический
Все на благо родной компании — вот девиз работника этого типа. Могут взваливать на себя дополнительные обязанности и ответственность, лишь бы общее дело процветало.

Хозяйский
Он возьмет на себя полную ответственность и сделает все с максимальной отдачей. И не важно, насколько работа интересная или высокооплачиваемая. Главное, чтобы им не командовали.

Избегательный или люмпенизированный
Мотивации никакой, квалификации чуть побольше, ответственности чуть поменьше. Не проявляет активности и порицает ее в других. Где можно схалтурить — обязательно схалтурит.

«Работа с возражениями»

Карточная игра на отработку навыков общения с клиентами в игровой форме.

Подробнее

Зная особенности мотивации каждого типа, можно эффективно стимулировать своих работников, платить им, формировать сильную команду, организовывать весь рабочий процесс, а также обучать и развивать.

Например, вот эта схема показывает, как лучше выдавать зарплату каждому типу:

Тип мотивации
Предпочтительная форма и особенности оплаты
Инструментальный
Сдельная, с большой долей переменной части заработка, строго зависящей от достигнутых результатов (в первую очередь индивидуальных).

Профессиональный
Повременная (оклад, тариф), основанная на учете различий в уровне квалификации работников или в особенностях выполняемой работы (должности).

Патриотический
С не очень большой переменной частью заработка, основанной на учете трудового вклада работника в общие результаты работы подразделения и организации в целом.

Хозяйский
Сдельная или повременная оплата по результатам, индивидуальным или руководимой им команды (группы, бригады).

Избегательный или люмпенизированный
Повременная, с зависимостью зарплаты от затрат труда (с учетом переработок времени), плюс премии по общим результатам работы подразделения и/или всего предприятия.

Обо всех остальных аспектах взаимоотношений «начальник–подчиненный» в рамках этой концепции, можно прочитать здесь. А пройти тест и определить, к какому типу вы принадлежите, можно по этой ссылке.

Через тернии к мотивированным сотрудникам

Взять какую-то одну теорию и применить ее к своим сотрудникам нереально. Зато в каждой можно найти зерно истины, которое именно в вашей компании прорастет и даст плоды. А можно взять отовсюду самое интересное, поэкспериментировать и получить собственную концепцию. Кто знает, может, через несколько лет на всех сайтах будут писать о вашей личной теории мотивации.

Поделиться
Комментарии 0
Пишем полезные
шпаргалки по продажам
каждую неделю

5 веских причин подписаться на нашу рассылку

Полезные шпаргалки
по продажам каждую неделю