Сколько существует отделов продаж, столько существует и подходов к управлению продажами. И всё-таки самые эффективные отделы продаж знают и применяют полностью или частично некоторые проверенные временем и опытом инструменты. О них сегодня пойдёт речь.
С уверенностью могу сказать, что эти инструменты являются базовыми, и игнорирование или неправильное применение их ведёт к перекосу всей системы продаж в компании.
Итак, что же это за инструменты, которые должны быть в арсенале любого успешного руководителя отдела продаж?
Больше материалов в https://t.me/avsoln
Содержание
- План продаж
- Грамотная работа с клиентской базой
- Анализ продаж
- Компетентные менеджеры
- Мотивация персонала
- Контроль в отделе продаж
План продаж
План продаж — понятие растяжимое и многомерное. Чаще всего под планом продаж подразумевается: план развития компании; план развития подразделений; постановка индивидуальных целей для каждого сотрудника.
Непосредственно к теме управления отделом продаж относятся план для подразделения и план для каждого сотрудника.
Как разработать грамотный план продаж?
- Определите цели (SMART-принцип) для отдела продаж.
- Разработайте пути достижения намеченных целей.
- Выберите необходимые ресурсы для достижения целей.
- Разбейте процесс достижения целей на этапы и задачи.
- Установите сроки выполнения задач.
- Назначьте ответственного за каждый этап.
Грамотная работа с клиентской базой
Клиентская база — это не просто список клиентов в ежедневнике. При правильном подходе клиентская база составляет основу системы продаж в компании. Это ядро, вокруг которого выстраивается работа отдела продаж. Поэтому необходимо уделить развитию и организации клиентской базы должное внимание.
Составляющие успешной работы с клиентской базой:
- Работа с базами контактов.
- Создание единой клиентской базы (CRM-система).
- Сегментация клиентской базы.
- Улучшение переговорного процесса менеджеров по продажам.
- Работа с потенциальными и существующими клиентами.
Узнайте о своих сильных и слабых сторонах в переговорах, прокачайте навыки за бизнес-игрой «Договоримся обо всём»
Подробнее
Анализ продаж
Анализ продаж позволяет определить наиболее выгодные направления и перспективы увеличения продаж, сократить потери и издержки.
Основные показатели, которые нужно отслеживать и анализировать:
- Рост продаж.
- Суммарная прибыль.
- Рентабельность.
- Объём продаж.
- Выполнение плана продаж.
- Затраты на обеспечение системы продаж.
- Средний чек/счёт.
- Средний оборот по клиенту.
Компетентные менеджеры
От компетентности менеджеров по продажам напрямую зависит результат продаж, поэтому важно не только периодически повышать квалификацию сотрудников отдела продаж, но и проводить оценку качества их работы.
Повысить уровень профессионализма менеджеров поможет:
- Регулярное внутреннее обучение.
- Внедрение стандартов продаж.
- Курсы повышения квалификации, семинары, бизнес-игры для менеджеров и руководителей отделов продаж.
- Оценка компетентности менеджеров (тестирование, «тайный покупатель» и др.).
Мотивация персонала
Без разработки системы мотивации невозможно ни достичь высоких показателей от каждого сотрудника, ни создать благоприятный климат в компании, ни повысить качество обслуживания клиентов компании.
Основные шаги к разработке системы мотивации:
- Определение мотивационных типов сотрудников.
- Разработка системы материальной мотивации.
- Разработка системы нематериальной мотивации.
Контроль в отделе продаж
Грамотная система контроля в отделе продаж помогает своевременно выявлять и исправлять ошибки, находить новые возможности развития, поддерживать высокий уровень мотивированности сотрудников.
Что поможет контролировать и держать в поле зрения ситуацию в отделе продаж?
- Ежедневная утренняя планёрка.
- Еженедельная планёрка.
- Отчётность.
- Корпоративный календарь (Outlook).