+7-913-236-37-37 Корзина 0

Agile-продажи, или День самоуправления: как использовать тренд и не скатиться к хаосу

#Идеальный отдел продаж#Пост#Всем

28 ноября 2024 Школа Продашь! 403

Прошли времена, когда продажами управляли продавцы. Да, раньше только они владели информацией о продукте, а главной головной болью было закрыть план и получить премию. Но с развитием Интернета удивлять покупателя всё сложнее. Перед покупкой люди гуглят товары, читают отзывы, сравнивают цены и к моменту покупки знают в разы больше консультантов.

Новый подход, Agile-продажи, строится на главной ценности клиента — времени. Рассмотрим эту концепцию и проверим, реально ли внедрить её в бизнес.

Больше материалов в https://t.me/avsoln

Содержание

  1. Что такое Agile-продажи
  2. Классические и Agile-продажи: в чём разница
  3. Внедрять или не внедрять: трудности и преимущества Agile-продаж
  4. Как организовать Agile-продажи и не развалить компанию
  5. Мотивация команды
  6. Выводы

Что такое Agile-продажи

Agile-продажи изначально придумали для разработки программного обеспечения. Agile предполагает упор на гибкость, адаптивность и быстрое реагирование на изменения на рынке и потребности клиентов.

4 ценности Agile-продаж

  1. Люди и отношения важнее процессов и инструментов.
  2. Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.
  3. Сотрудничество с клиентом важнее согласования контракта.
  4. Готовность к изменениям важнее первоначального плана.

В каком-то смысле такой подход работы «на коленке», без чёткого плана продаж и опоры на документы, часто трактуют как что-то беспорядочное и бессистемное. Продукт или услуга разрабатывается и улучшается поэтапно, в небольших объёмах, а вовлечение в этот процесс клиента помогает понять его потребности. Но это в теории, а как на деле?

Классические и Agile-продажи: в чём разница

Для удобства собрали основные тезисы в табличку, чтобы наглядно показать разницу подходов.

Классические продажи  
Agile-продажи
1. Подход к планированию

Детальное и долгосрочное, каждый шаг продумывается заранее. (Классические продажи)

Планы меняются в зависимости от обратной связи и обстоятельств. (Agile-продажи)

2. Коммуникация с клиентом

Холодные звонки, работа с возражениями. Продавец ведёт продажу. (Классические продажи)

Более открытая и частая коммуникация, чтобы быстро адаптировать продукт под потребности. (Agile-продажи)

3. Фокус работы

Индивидуальные план продаж, цели и KPI. (Классические продажи)

Общая цель для команды, нет чёткого плана. (Agile-продажи)

4. Цель продаж

Продать и выполнить план. (Классические продажи)

Понять, что нужно клиенту, приблизить товар к желаемому. (Agile-продажи)

5. Взаимодействие продаж и маркетинга

Конкурируют, часто конфликтуют. (Классические продажи)

Объединяются и делят ответственность. (Agile-продажи)

6. Роль руководителя

Контролирует процесс: распределяет план, количество встреч, звонков и т. д. (Классические продажи)

Ставит цели, а как их достичь, как распределить задачи, решает команда. (Agile-продажи)

7. Управление рисками

Риски планируются заранее и предпринимаются меры по их уменьшению. (Классические продажи)

Риски трудно просчитать, разбираемся на месте, времени подумать почти нет. (Agile-продажи)


Внедрять или не внедрять: трудности и преимущества Agile-продаж

Последние 5 лет продаж показали, что выживают теперь те, кто умеет быстро корректировать план и работать дальше в новых условиях: коридор планирования сужается с нескольких лет до нескольких недель. Так насколько нам нужна долгосрочная стратегия?

Трудности Agile-продаж

  • Реагировать нужно быстро, а значит, растёт нагрузка на команду.
  • Недостаток стабильности и хаос в первые месяцы может привести к увольнению около 30% сотрудников.
  • Большая роль внутренней дисциплины и ответственности каждого — болевая точка многих компаний.
  • Не все руководители готовы ослабить контроль и доверять команде.
  • В первые 3–6 месяцев станут очевидны все слабые места, плановые показатели могут снизиться из-за адаптации и перестройки процессов.
  • Сложно за короткий срок перестроить мышление сотрудников. Опытные продавцы могут не захотеть работать в команде и делиться знаниями.
  • Необходимо менять КPI с личных на командные.

Преимущества Agile-продаж

  • Покупатели вовлекаются в развитие бренда. Их обратная связь помогает создать продукты, необходимые рынку.
  • Налаживается коммуникация между отделом продаж и другими подразделениями. В принципе отношения становятся более открытыми.
  • Растёт вовлечённость сотрудников, улучшаются результаты, снижается текучесть кадров.
  • Руководитель выходит из «операционки», появляется время на анализ рынка, клиентов, конкурентов, креативы вместо постоянного контроля.
  • Компания быстро реагирует на изменения рынка, остаётся успешной в условиях конкуренции.

Как организовать Agile-продажи и не развалить компанию

Если вы решите внедрить Agile-подход в свой бизнес, важно следовать определённым шагам, чтобы успешно осуществить этот процесс и не скатиться к хаосу. Собрали поэтапный гайд, который может помочь.

Шаг 1. Формируем Agile-команду

Шаг 1. Формируем Agile-команду

Исключительно в тестовом режиме: не травмируйте сотрудников внезапными изменениями, включайте подход поэтапно.

Если соберёте кросс-функциональную команду из продавцов, маркетологов, логистов, юристов, бухгалтеров и IT, то закроете путь клиента от начала до конца сделки и узнаете, на каком из этапов отваливается больше лидов.

Если цель — увеличить число сделок, упор советуют делать на функциональную команду, то есть тех, кто только продаёт.

Проверьте риски

Собирать команду важно из сотрудников, которые уже замотивированны и заинтересованы в работе: это люди с высоким уровнем осознанности, которые развиваются не потому, что нужно, а потому, что интересно. У них прокачаны soft-скиллы и самоорганизация. Только тогда вы не скатитесь к хаосу в работе и продажах.

В команде может быть от 4 до 9 человек, в том числе коуч и лидер направления.

Выберите лидера направления

Тот, кто ставит цели, указывает на приоритеты и постоянно напоминает об общей стратегии компании. То есть лицо, которое принимает решения, объясняет, что и зачем делаем, решает конфликты и помогает договариваться со смежными подразделениями.

Проверьте риски

Подход сработает, только если лидер остаётся в теме, анализирует рынок, отслеживает показатели команды и не тонет в совещаниях. А ещё важен баланс между контролем и доверием: если нянчиться с каждым сотрудником, настоящего Agile не получится, а лидер быстро выгорит. Если отпустить сотрудников в свободное плавание, пропадут важные ориентиры: куда мы стремимся, что мы делаем, какие приоритеты расставляем в работе.

Для уверенности советуем создать инструкцию — неважно, официальный это документ или просто план действий на случай «пожара». Тогда у сотрудников будет опора в моменты принятия решения.

Шаг 2. Планируем работу

Шаг 2. Планируем работу

Чтобы начать двигаться, необходимо наметить точку Б, к которой будет стремиться команда.

Проведите квартальное планирование

Самый трудный вид планирования, просто потому, что занимает полдня — от 4 до 6 рабочих часов. На планировании могут присутствовать руководители других отделов: так вы сможете понять их приоритеты на ближайшее время и согласовать совместные проекты.

Топ-3 вопроса для планирования

  1. Чего необходимо достичь команде?
  2. К каким финансовым показателям мы стремимся?
  3. Какие задачи на квартал — самые ценные для бизнеса?

❗ Проверьте риски

Работать на устных договорённостях, как советуют в Agile-подходе, — это что-то из разряда фантастики. Чтобы сократить риски, составьте квартальный план продаж для тестовой Agile-команды, а всё планирование ведите в CRM — Битрикс или AMО, где можно отслеживать нагрузку, задачи, следить за показателями и эффективностью.

Создайте бэклог

В любом планировщике работы, вроде Notion или Singularity, составьте список задач (Backlog), которые необходимо выполнить для достижения целей продаж. Расставьте их приоритеты. Сюда же, в бэклог, могут поступать задачи от смежных отделов, совместные проекты, в общем всё, что когда-то в обозримом будущем необходимо сделать.

Цель бэклога — не уместить все задачи в квартал или другой промежуток времени, а детализировать цели настолько, насколько возможно, чтобы понять объём работы.

❗ Проверьте риски

Agile-подход создаст беспорядок и массу сюрпризов, если в команде не настроены точечные инструкции. Когда формулируете задачу, прописывайте срок, целеполагание, примерные ожидания от результата, ответственных, тех, кто может ответить на вопросы, отмечайте смежные задачи, которые могут повлиять на эту, и т. д.

Шаг 3. Приступаем к задачам

Шаг 3. Приступаем к задачам

Открываем спринт

Спринт — короткий промежуток работы, которым измеряется эффективность команды. Как правило, спринт вмещает рабочую неделю, но в зависимости от специфики бизнеса может включать от 4 до 10 дней. Планирование спринта — аналог понедельничной планёрки.

❗ Проверьте риски

Если ответственная команда — за задачу в итоге не отвечает никто. Назначайте ответственного и срок к каждой задаче. Удобнее всего планировать спринт на доске задач в СRM, просто забирая задачи из бэклога. Ставьте на неделю маленькую цель с учётом квартального плана.

Внедряем дэйли

Да, это контроль как он есть. Дэйли — ежедневный 10-минутный ритуал в начале работы, который может проходить устно или письменно. Каждый рассказывает, что удалось сделать вчера, чем будет заниматься сегодня из задач и необходима ли чья-то помощь.

❗ Проверьте риски

Узнать, реально ли занимался ваш сотрудник задачей или плевал в потолок, в Agile-подходе не получится. Но если несколько дней подряд в дэйлике он указывает одну и ту же задачу, вполне может быть, что человек к ней ещё не приступал.

Наш совет — использовать CRM и жить спокойно: там можно отследить, сколько времени работал каждый и на что его потратил.

Шаг 4. Время гибкости — анализируем результаты

Шаг 4. Время гибкости — анализируем результаты

Ретроспектива в Agile-продажах помогает возвращаться к плану, извлекать уроки из ошибок, работать над коммуникацией в команде. Есть два типа анализа, и они тоже несут свои риски.

Проведите ретроспективу спринта

На пару часов в конце недели соберите команду и обсудите, как прошёл спринт, получилось ли достичь целей, какую обратную связь дали клиенты. Здесь можно разобрать конфликты, рассказать о личном.

3 вопроса для встречи

  1. Что хорошего случилось на этой неделе, что удалось?
  2. Что не получилось, какие были трудности?
  3. Что можно улучшить, внедрить, чтобы стало легче/лучше/приятнее/полезнее?

❗ Проверьте риски

Ограничьте время ретро 1–2 часами, чтобы не тратить полдня на болтовню: обсуждать, что было, — неплохо, но работать и смотреть в будущее не менее важно. Придерживайтесь указанных вопросов и фокусируйтесь не на чувствах команды, а на том, что удалось узнать, как продвинуться к цели, какую обратную связь дали клиенты. Самое ценное в этой встрече — вопрос № 3.

Ретроспектива месяца / квартальная ретроспектива

Как и на планировании квартала, на встречу важно позвать коллег из смежных отделов, объединить продажи, маркетинг и другие подразделения вокруг общей цели. В среднем встреча занимает 2–3 часа.

3 вопроса для встречи

  1. Что получилось хорошо, что хорошего случилось за минувшие три месяца?
  2. Что не получилось, какие возникли трудности? Каких целей не получилось достичь и почему?
  3. Что можно улучшить, внедрить, чтобы стало легче/лучше/приятнее/полезнее? Кто ответственный за улучшение, в какие сроки его внедряем?

❗ Проверьте риски

Ценность встречи не в том, чтобы обговорить результаты, а в том, чтобы, опираясь на них, составить новый план, скорректировать вектор развития команды и понять, что работает плохо. Если ретроспектива скатывается к отчёту о том, кто и что делал, советуем вернуться к классическому подходу и отложить Agile до лучших времен.

Мотивация команды

Мотивация команды

Сторонники Agile-подхода не рекомендуют внедрять премии, процент от прибыли или выручки для продавцов: в переходном периоде такая мотивация действует не на сближение, а на конфликты в команде.

В большинстве материалов авторы предлагают использовать нематериальную мотивацию при выполнении плана продаж: например, обучение, подарки, поездки, корпоративные праздники и т. д.

❗ Проверьте риски

Сторонники подхода, видимо, забыли снять розовые очки и взглянуть на реалии бизнеса: если у сотрудников попросту не хватает денег на удовлетворение базовых потребностей для себя и близких, обучающие и развивающие «плюшки» будут выглядеть как издёвка. Тут бы заплатить за жильё и продукты купить!

Если в вашей компании выплаты ближе к средним или низким показателям зарплат в регионе, лучшей мотивацией останутся премии.

Выводы

Agile-подход — классный инструмент для работы в IT: с ним действительно можно быстро повысить юзабилити сайтов, создать полезные приложения и улучшить продукты. Однако мы не знаем ни одной компании, которая действительно бы работала исключительно на этой стратегии, отставив классические продажи как что-то ненужное.

Если хотите попробовать этот подход, советуем делать это проектно: в команде с опытными и прокачанными сотрудниками, на короткий период, с детальной проработкой инструкций и CRM-инструментами.

642 #Идеальный отдел продаж#Пост#Всем

Ценности и ценностные продажи: что это, для чего, как использовать

Ценностные продажи стали неотъемлемой частью бизнеса по одной простой причине — традиционные методы перестали работать.

4 498 #Идеальный отдел продаж#Чек-лист#Установление контакта#Активные продажи#Будет полезно#Всем

Как найти точки контакта и выстроить крепкую связь с клиентом?

Что такое точки контакта и какую роль они играют в маркетинге и обслуживании клиентов. Плюс чек-лист на проверку основных точек контакта.

3 064 #Пост#Маркетологу

Гибкий маркетинг против стратегии. Agile в продажах

Agile пришел к нам из сферы программирования и объединяет гибкие методологии разработки. Вся работа делится на временные отрезки и делается по частям, в порядке приоритета.

Контакты

+7-913-236-37-37

Видеотрывки из
фильмов и сериалов, которые
помогают продавать больше!

Подписаться на
Telegram-канал

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Написать в WhatsApp