Последний шедевр Netflix прокатился по миру, как ретроградный Меркурий по овнам. Дети на улице играют в «Красный свет, зелёный свет», тиктокеры готовят печенье дальгона, Ида Галич примеряет костюм треугольника. Это было неизбежно: мы тоже решили поговорить об «Игре в кальмара».
Больше материалов в https://t.me/avsoln
Периодически так случается. После громкой премьеры человечество коллективно сходит с ума (в хорошем смысле), и вы в подробностях узнаёте детали сериала, который даже не смотрели. Лента новостей забита мемами и обзорами, а вокруг появляются люди в одинаковой одежде. Пойдёте на хэллоуинскую вечеринку, посчитайте, кого будет больше: зелёных костюмов или красных комбинезонов.
Если вдруг решите приодеться сами, найдёте их на Ozon и AliExpress. А помните белые слипоны, в которых герои убивают друг друга? Их производит компания Vans — в первые недели после премьеры на Netflix продажи таких увеличились на 7800%. Это не единственный кейс в истории. Листайте галерею.
Сериалы — естественный трендсеттер. Поэтому молодец тот, кто умеет делать на этом бизнес и зарабатывать деньги!
Ирина Пищук,
руководитель Академии fashion-маркетинга
Едва ли мода на слипоны Vans пройдёт проверку временем, как любимые туфли Кэрри Брэдшоу, но факт остаётся фактом: хайп вокруг сериала поднялся нешуточный, и непонятно, когда он спадёт. Возникает логичный вопрос.
Почему «Игра в кальмара» настолько нас зацепила?
С одной стороны, всё ясно: великолепное исполнение, визуальный восторг, узнаваемые наряды и неожиданные повороты, которые дают простор для бесконечных теорий. Но остаётся один неудобный нюанс: по сути, мы одержимы сериалом о человеческих страданиях. Не по себе? Спокойно, для этого есть куча причин:
- Геймификация выживания — одна из самых популярных культурных тем социума. Вспомните «Голодные игры», «Бегущий в лабиринте», «Пилу» и даже «Повелителя мух».
- Параллель с реальным миром, где экономическое неравенство и финансовая нестабильность только усугубились за последние 18 месяцев. Даже успешные люди сейчас могут чувствовать себя проигравшими.
- Противопоставление невинных детских игр с осознанием того, что вот сейчас произойдёт нечто ужасное, создаёт когнитивный диссонанс. Мозг любит такие штуки.
- Ещё можно вспомнить, что детские игры не всегда такие уж невинные. Кто-то остаётся в стороне или чувствует, что подвёл свою команду. Знакомо? «Игра в кальмара» умножает это чувство на три, делая игровую площадку идеальным микрокосмом беспощадного делового мира.
- По мере развития сюжета усложняются моральные дилеммы, с которыми сталкиваются герои. Это позволяет заглянуть внутрь и спросить себя, как бы мы поступили в такой ситуации. Никто не хочет быть на стороне плохишей, но сериал заставляет рассмотреть этот вариант. Одновременно страшно и захватывающе.
- Дело, наконец, в надежде. Наблюдение за тем, как участники выживают в изнурительных испытаниях, мотивирует нас преодолевать собственные трудности.
Как видите, дело не ограничивается тем, что нам нравится смотреть, как страдают другие люди. «Игра в кальмара» — это многослойный проект, в котором нашлось место психологии и социологии. Вот ещё несколько теорий.
Давление мотивирует. Но ненадолго
Основная идея шоу в том, что несколько сотен человек участвуют в соревновании за миллионы долларов, играя в серию детских игр. Проигравших убивают. Условия идеально вписываются в рамки классического в психологии закона давления и производительности — закона Йеркса-Додсона, открытого больше века назад.
Вы точно испытывали такое на себе, когда во время экзамена получали более высокий балл, чем на занятиях. Или пробегали марафон быстрее, чем при подготовке к нему. Дополнительное давление или волнение делают нас сосредоточенными и мотивированными. Но если давление слишком велико, мы начинаем сбиваться с темпа и ошибаться.
Условия в играх определённо находятся на крайнем правом конце параболы. Например, во второй, где участники выпиливают фигурки из печенья. Это, конечно, нетривиальная задача, но из-за ограничения времени и угрозы смерти она становится и вовсе невыполнимой. Поэтому в следующий раз подумайте, не слишком ли давите на подчинённых.
Анонимность облегчает исполнение обязанностей
Режиссёр сериала принял разумное решение, придумав рабочим одинаковые наряды с масками, ведь это по сути сделало их анонимными и неотличимыми друг от друга. У этого тоже есть корни в психологии, в частности в теории деиндивидуализации социальной идентичности.
Деиндивидуализация основана на двух идеях. Во-первых, идентичность и ценности людей частично основаны на их групповой принадлежности. Во-вторых, когда люди чувствуют себя более анонимными, они больше идентифицируют себя с группами, в которых состоят. То есть нормы группы будут преобладать над личными ценностями человека.
Примеры из реальной жизни? Ну, униформа консультантов в торговом зале. Она и так делает их почти безликими, а тут ещё масочный режим.
Стадный инстинкт? Да! Наверное
Ещё одна ситуация, в которой создатели применяют принципы поведенческих наук, — голосование за прекращение кровавой бойни. В политологии и экономике существует множество работ о том, как голосуют люди, но в большинстве своём они предполагают анонимность.
Однако в первом эпизоде всё не так: если большинство участников соглашаются остановить игру, она заканчивается, и никто из выживших не получает призовых денег. Голосование открыто и, следовательно, подпадает под модель рационального стада. В интересах каждого голосовать как хочется, но при этом игроки видят, что выбирают до них. Согласно теории игр, в таких условиях человек с большей вероятностью проголосует как большинство.
Попробуйте ради эксперимента проголосовать на планёрке по какому-то вопросу поднятием руки, а потом запустите анонимный опрос в телеграм-чате.
Группа делится на группы
В третьем эпизоде, когда игроки возвращаются из реального мира, начинают формироваться команды. Тут можно проследить параллель с социальным экспериментом 1954 года Музарефа Шерифа «Пещера разбойников». Он показал, что произвольное формирование группы в сочетании с конкуренцией может быстро перерасти в ненависть и враждебность.
Это также тесно связано с тем, как мы рассматриваем чужаков — тех, кто сильно отличается от нас. В «Игре в кальмара» группы изначально складываются из соображений безопасности, но позже начинают сближаться и держаться как команды.
Что делать, если внутри вашей команды тоже существуют конкурирующие группы? Исследования показывают, что общие развлечения тут не помогут, а вот работа над общими задачами — да. Так что в целях тимбилдинга лучше устраивать не корпоратив, а тренинг с практическими совместными заданиями.
Не просто сериал
Просмотр «Игры в кальмара» — безопасный способ разделить адреналин игроков на экране. Но ещё это возможность посмотреть и понять, как люди принимают решения. Надеемся, наши сегодняшние теории вам в этом помогли. А если вы вдруг ещё не посмотрели, умоляем — не становитесь тем человеком, который говорит: «А что, я один...». Попробуйте хотя бы начать первый эпизод.