Последний шедевр Netflix прокатился по миру, как ретроградный Меркурий по овнам. Дети на улице играют в «Красный свет, зелёный свет», тиктокеры готовят печенье дальгона, Ида Галич примеряет костюм треугольника. Это было неизбежно: мы тоже решили поговорить об «Игре в кальмара».
Больше материалов в https://t.me/avsoln
Периодически так случается. После громкой премьеры человечество коллективно сходит с ума (в хорошем смысле), и вы в подробностях узнаёте детали сериала, который даже не смотрели. Лента новостей забита мемами и обзорами, а вокруг появляются люди в одинаковой одежде. Пойдёте на хэллоуинскую вечеринку, посчитайте, кого будет больше: зелёных костюмов или красных комбинезонов.
Если вдруг решите приодеться сами, найдёте их на Ozon и AliExpress. А помните белые слипоны, в которых герои убивают друг друга? Их производит компания Vans — в первые недели после премьеры на Netflix продажи таких увеличились на 7800%. Это не единственный кейс в истории. Листайте галерею.







Сериалы — естественный трендсеттер. Поэтому молодец тот, кто умеет делать на этом бизнес и зарабатывать деньги!
Ирина Пищук,
руководитель Академии fashion-маркетинга
Едва ли мода на слипоны Vans пройдёт проверку временем, как любимые туфли Кэрри Брэдшоу, но факт остаётся фактом: хайп вокруг сериала поднялся нешуточный, и непонятно, когда он спадёт. Возникает логичный вопрос.
Почему «Игра в кальмара» настолько нас зацепила?
С одной стороны, всё ясно: великолепное исполнение, визуальный восторг, узнаваемые наряды и неожиданные повороты, которые дают простор для бесконечных теорий. Но остаётся один неудобный нюанс: по сути, мы одержимы сериалом о человеческих страданиях. Не по себе? Спокойно, для этого есть куча причин:
- Геймификация выживания — одна из самых популярных культурных тем социума. Вспомните «Голодные игры», «Бегущий в лабиринте», «Пилу» и даже «Повелителя мух».
- Параллель с реальным миром, где экономическое неравенство и финансовая нестабильность только усугубились за последние 18 месяцев. Даже успешные люди сейчас могут чувствовать себя проигравшими.
- Противопоставление невинных детских игр с осознанием того, что вот сейчас произойдёт нечто ужасное, создаёт когнитивный диссонанс. Мозг любит такие штуки.
- Ещё можно вспомнить, что детские игры не всегда такие уж невинные. Кто-то остаётся в стороне или чувствует, что подвёл свою команду. Знакомо? «Игра в кальмара» умножает это чувство на три, делая игровую площадку идеальным микрокосмом беспощадного делового мира.
- По мере развития сюжета усложняются моральные дилеммы, с которыми сталкиваются герои. Это позволяет заглянуть внутрь и спросить себя, как бы мы поступили в такой ситуации. Никто не хочет быть на стороне плохишей, но сериал заставляет рассмотреть этот вариант. Одновременно страшно и захватывающе.
- Дело, наконец, в надежде. Наблюдение за тем, как участники выживают в изнурительных испытаниях, мотивирует нас преодолевать собственные трудности.
Иногда надежда заводит не туда, но это уже почти спойлеры
Как видите, дело не ограничивается тем, что нам нравится смотреть, как страдают другие люди. «Игра в кальмара» — это многослойный проект, в котором нашлось место психологии и социологии. Вот ещё несколько теорий.
Давление мотивирует. Но ненадолго
Основная идея шоу в том, что несколько сотен человек участвуют в соревновании за миллионы долларов, играя в серию детских игр. Проигравших убивают. Условия идеально вписываются в рамки классического в психологии закона давления и производительности — закона Йеркса-Додсона, открытого больше века назад.
Вы точно испытывали такое на себе, когда во время экзамена получали более высокий балл, чем на занятиях. Или пробегали марафон быстрее, чем при подготовке к нему. Дополнительное давление или волнение делают нас сосредоточенными и мотивированными. Но если давление слишком велико, мы начинаем сбиваться с темпа и ошибаться.

Условия в играх определённо находятся на крайнем правом конце параболы. Например, во второй, где участники выпиливают фигурки из печенья. Это, конечно, нетривиальная задача, но из-за ограничения времени и угрозы смерти она становится и вовсе невыполнимой. Поэтому в следующий раз подумайте, не слишком ли давите на подчинённых.
Анонимность облегчает исполнение обязанностей
Режиссёр сериала принял разумное решение, придумав рабочим одинаковые наряды с масками, ведь это по сути сделало их анонимными и неотличимыми друг от друга. У этого тоже есть корни в психологии, в частности в теории деиндивидуализации социальной идентичности.
Деиндивидуализация основана на двух идеях. Во-первых, идентичность и ценности людей частично основаны на их групповой принадлежности. Во-вторых, когда люди чувствуют себя более анонимными, они больше идентифицируют себя с группами, в которых состоят. То есть нормы группы будут преобладать над личными ценностями человека.

Примеры из реальной жизни? Ну, униформа консультантов в торговом зале. Она и так делает их почти безликими, а тут ещё масочный режим.
Стадный инстинкт? Да! Наверное
Ещё одна ситуация, в которой создатели применяют принципы поведенческих наук, — голосование за прекращение кровавой бойни. В политологии и экономике существует множество работ о том, как голосуют люди, но в большинстве своём они предполагают анонимность.
Однако в первом эпизоде всё не так: если большинство участников соглашаются остановить игру, она заканчивается, и никто из выживших не получает призовых денег. Голосование открыто и, следовательно, подпадает под модель рационального стада. В интересах каждого голосовать как хочется, но при этом игроки видят, что выбирают до них. Согласно теории игр, в таких условиях человек с большей вероятностью проголосует как большинство.

Попробуйте ради эксперимента проголосовать на планёрке по какому-то вопросу поднятием руки, а потом запустите анонимный опрос в телеграм-чате.
Группа делится на группы
В третьем эпизоде, когда игроки возвращаются из реального мира, начинают формироваться команды. Тут можно проследить параллель с социальным экспериментом 1954 года Музарефа Шерифа «Пещера разбойников». Он показал, что произвольное формирование группы в сочетании с конкуренцией может быстро перерасти в ненависть и враждебность.
Это также тесно связано с тем, как мы рассматриваем чужаков — тех, кто сильно отличается от нас. В «Игре в кальмара» группы изначально складываются из соображений безопасности, но позже начинают сближаться и держаться как команды.

Что делать, если внутри вашей команды тоже существуют конкурирующие группы? Исследования показывают, что общие развлечения тут не помогут, а вот работа над общими задачами — да. Так что в целях тимбилдинга лучше устраивать не корпоратив, а тренинг с практическими совместными заданиями.
Не просто сериал
Просмотр «Игры в кальмара» — безопасный способ разделить адреналин игроков на экране. Но ещё это возможность посмотреть и понять, как люди принимают решения. Надеемся, наши сегодняшние теории вам в этом помогли. А если вы вдруг ещё не посмотрели, умоляем — не становитесь тем человеком, который говорит: «А что, я один...». Попробуйте хотя бы начать первый эпизод.