Представьте: вы получаете посылку с запасами кофе или подгузников для ребенка. А когда примерно через месяц они заканчиваются, приходит новая посылка. Правда удобно? Так работает модель подписки, и она стремительно набирает популярность.
Больше материалов в https://t.me/avsoln
Модель подписки пришла к нам из-за границы, как обычно, с некоторым опозданием. Если на западе первые боксы появились в начале 2010-х, то в России они существуют всего несколько лет. Конечно, исторические предпосылки были гораздо раньше. Например, Netflix в начале своего существования занимался прокатом фильмов — отправлял DVD клиентам по почте.
Или Columbia Records Club, проект звукозаписывающего лейбла Columbia Records, появившийся в 1955 году — платная подписка в основном для жителей отдаленных районов, где достать винил было проблематично. Члены клуба покупали несколько записей буквально за копейки, а потом получали «предложение месяца» на основе своих музыкальных предпочтений. Если кто-то не успевал отправить отказ до определенной даты, то получал посылку и счет за нее.
Сегодня подписка работает так. Человек заходит на сайт ритейлера, выбирает товары и с определенной периодичностью получает посылки — за них со счета каждый раз списывается какая-то сумма. Плюсы очевидны: не нужно ничего выбирать и тратить время на покупку одних и тех же продуктов. Кроме того существует фактор сюрприза.
В чем особенность модели подписки
При чем здесь фактор сюрприза, спросите вы, ведь товары одни и те же. И да, и нет. Дело в том, что продавец каждый раз старается удивить своих подписчиков и порадовать чем-то новым: это может быть другой вид продукта или какой-то приятный сюрприз.
Так, если человек оформит подписку на лезвия для бритья, то сами лезвия в каждой посылке будут одинаковыми — те, которые он выбрал. Но в комплекте с ними могут идти разные аксессуары: например, лосьон или пена для бритья.
Но есть и другие варианты. Допустим, вы хотите получать носки раз в три месяца. В этом случае они станут неожиданностью сами по себе. Конечно, сначала вам предложат заполнить анкету на сайте, чтобы узнать предпочтения, но дальше интрига. И в том, и в другом случае вы будете распаковывать коробку с любопытством, как если бы получили неожиданный подарок.
А какие они вообще бывают?
Мы говорили о регулярных покупках, однако по подписке продают не только вещи первой необходимости. И это еще одна особенность модели — практически для любой ниши найдется своя целевая аудитория.
Бьюти-боксы
Косметика — один из первых продуктов, который стали продавать по подписке. Сегодня существует огромное количество магазинов и вариантов бьюти-боксов. Клиенты могут заказать коробки красоты только с выбранными средствами или наоборот целые наборы-сюрпризы.
Впрочем, продукты в любом случае будут подобраны по предпочтениям и индивидуальным особенностям: цветотипу, типу кожи и так далее. Магазин Birchbox!--noindex--> предлагает своим клиентам подписку на наборы женской и мужской косметики за 10-20 долларов в месяц.
Бритвенные наборы
Если бьюти-боксы это все же про косметику, неважно, мужскую или женскую, то подписка на бритву стоит особняком. Помимо станков такие наборы включают кремы и гели для бритья, лосьоны после, шампуни. В Dollar Shave Club!--noindex--> можно выбрать один из стартовых наборов и каждый месяц получать обновления за 5-12 долларов.
Носки
Мы не зря приводили выше пример с носками — это очень популярный на западе вид бокса, который пока не прижился у нас (хотя попытки!--noindex--> были). Вот ролик от Sock Club!--noindex-->, где можно оформить подписку от месяца до года, заплатив 12-132 доллара соответственно.
Одежда
Если с носками все просто: указываешь в анкете стиль и размер, получаешь пару раз в месяц — то с одеждой ситуация другая. Существует риск, что модель «не сядет» или просто не понравится. Поэтому подписки на одежду работают несколько иначе. Например, сервис Trunk Club!--noindex--> предлагает оформить подписку на стилиста.
Человек регистрируется на сайте, создает профиль, заполняет анкету и общается с личным стилистом, который отправляет ему коллекцию для примерки. Каждая вещь стоит 40-300 долларов, примерка и доставка бесплатные, отказаться можно хоть от всей посылки полностью.
Подгузники и не только
Маленькие дети растут с невероятной скоростью и к тому же требуют постоянного внимания. Поэтому подписка на подгузники — настоящее спасение для родителей. Это действительно очень удобно: заказываешь подгузники, пеленки, детское питание и больше не думаешь об этом.
У самых продуманных сервисов к тому же есть одна приятная особенность — размер «растет» вместе с детьми. Когда родители регистрируются на сайте, они указывают возраст ребенка, и со временем начинают получать подгузники побольше.
Существуют подобные подписки на детскую одежду. Правда, их не так много, ведь риск промахнуться с размером здесь выше. Успешный пример — BabyGap BedtimeBox: 3 комплекта пижамок из хлопка, которые доставляют каждые 3 месяца.
Фермерские продукты
Многие хотели бы получать свежие яйца, мясо и другие натуральные продукты прямо с фермы. И такие подписки существуют даже в нашей стране — пока, правда, только в Москве. Проект Георгия Афанасьева «Лесные дали!--noindex-->» предлагает корзину с доставкой каждую неделю.
Корзины делятся по сезонам и наполнению: на традиционную, молочную и вегетарианскую.
Кофе
Любители кофе наверняка будут в восторге от подписки на этот продукт. Тем более, что подходящий сервисов много, и каждый старается привлекать клиентов чем-то особенным. Atlas Coffee Club!--noindex--> присылает своим подписчикам кофе из разных стран вместе с открыткой оттуда же и советами по приготовлению.
Вино
По аналогии с кофейными сервисами существуют винные. Знакомьтесь, FirstLeaf!--noindex--> — подписка, по которой за 90 долларов в месяц человек может получить 6 бутылок вина, отобранных по его предпочтениям. Для этого нужно сначала заполнить небольшую анкету.
Сладости
Сервисов и интернет-магазинов, предлагающих подписку на сладости, сейчас столько, что каждый без труда найдет любимое лакомство: макаруны, шоколад, печенья, что-то экзотическое — нужно лишь вбить нужное в строку поиска.
Товары для животных
Если вы держите дома питомцев, то знаете, что корм или наполнитель для лотка заканчиваются в самый неподходящий момент. И тут подписка пришлась бы весьма кстати, однако у нас есть более интересный пример — наборы с продуктами для собак BarkBox!--noindex-->.
Книги
Подписки для книгоманов тоже существуют. Например, питерский сервис Get Your Book!--noindex--> отправляет клиентам коробочки с рандомными книгами и маленькими подарками. Нужно лишь выбрать подходящий жанр и длительность подписки — 1, 3 или 6 месяцев. Цены от 1 100 до 9 600 рублей.
И это еще не все
Общий рынок подписок все еще растет. Бренды осваивают новые ниши и запускают сервисы, которых не было раньше. В России возможностей больше, потому что немногие компании решаются на такую модель.
С одной стороны их можно понять: люди не привыкли к подпискам и пока не очень им доверяют. Но если учитывать западные тенденции, модель вполне может стать успешной. Так рост рынка в США с 2014 по 2018 год составил 890%!--noindex-->, и сейчас, хотя темпы и замедлились, он продолжает расти в среднем на 10% в год. У нас такого скачка не было, и подписки составляют всего 1%!--noindex--> от интернет-торговли.
Возможно, для того, чтобы стать популярными в нашей стране, подпискам потребуется время. Но успешные кейсы уже существуют, и российские компании, которые не побоятся начать сейчас, могут значительно опередить конкурентов.