С понятием организационной мути я столкнулась в книге «Офис в стиле фанк» (Кали Ресслер, Джоди Томпсон). И неожиданно поняла, что на самом деле большинство организаций разъедаются изнутри этой самой организационной мутью. Приведу примеры и рекомендации по их решению.
Больше материалов в https://t.me/avsoln
Пример 1
А вот они…
Раньше я работала в компании, которая продавала крупную сельхозтехнику и запчасти к ней. И, общаясь с разными отделами, я обнаружила странную вещь. Представители всех отделов имели странную привычку недооценивать другие отделы:
- Мы тут разрываемся в отделе продаж, а они (про отдел маркетинга) вообще не понятно, чем занимаются.
- Им там (про отдел закупа) такие зарплаты платят, а мы тут пашем.
- Мы в 20.00 уходим с работы, а они уезжают - ещё рабочий день не закончился и др.
- На нас компания держится, а наши доходы тратятся непонятно на что и др.
Любой отдел рассказывал о том, как прекрасно они работали, а также как отвратительно работали все остальные. Частенько и генеральному директору, и собственникам доставалось в этих обсуждениях. У меня всегда было желание задать один вопрос: «Если вы такие умные, то тогда почему бы вам не пойти работать в отдел маркетинга, отдел закупа или стать генеральным директором, чтобы вывести компанию на новый уровень?».
Признак организационной мути — обсуждение ущербности других сотрудников или подразделений и возвеличивание своей работы и своего отдела.
Рекомендация по лечению — при вас, как при руководителе, не должно быть таких разговоров. Просто с сегодняшнего дня запретите их в своей компании. И жёстко карайте за несоблюдение, вплоть до штрафов. Если ваши сотрудники хотят что-то сказать о работе других, то пусть сразу начинают с конструктивных предложений, а не с рассказов о том, какие они великие.
Пример 2
Разговор на тему, как много мы работаем, а не каких результатов достигли
Кто-то однажды сказал: «Очень легко быть занятым, и очень тяжело быть результативным». Организационная муть — это обсуждение времени вместо обсуждения результатов работы. Вы когда-нибудь слышали в своей компании фразы, подобные следующим?
- А что Маши нет в офисе?
- Как можно заниматься работой, находясь дома?
- Одиннадцать часов. И вы только сейчас появились на работе?
- Его же невозможно застать на месте.
- Это хороший сотрудник, он постоянно задерживается на работе.
- Я, между прочим, приезжаю на работу к 8 часам утра.
- Я столько работаю, мне должны платить больше.
- О, явились наконец!
Если вы слышали такие фразы в своей компании, то знайте: она больна организационной мутью. Во всех этих фразах люди обсуждают время, то есть кто во сколько пришёл и пришёл ли, кто сколько времени отработал и др., тогда как имеет смысл обсуждать ТОЛЬКО результаты работы.
Рекомендация по лечению — все разговоры внутри компании сводите к теме, кто и какого результата добился, а не сколько времени на это было потрачено.
Пример 3
Бесконечные и бессмысленные собрания
Собрания и совещания — это концентрация организационной мути внутри коммерческой организации. Бесконечные прерывания, которые позволяют себе руководители, отвлечения на посторонние темы, растягивание по времени, обсуждения ненужных и малозначимых вещей, демонстрация собственной важности некоторых участников, отсутствие задач и др.
Ничто не продемонстрирует лучше, как в реальности проходят собрания, чем короткометражный фильм «Профессионалы. 7 красных линий».
Рекомендации по лечению: сократите время на собрания; не отвлекайтесь и не позволяйте другим отвлекать вас; не разрешайте опоздания; используйте правило «максимум 2 вопроса — для одного собрания»; проводите собрания в обед или после рабочего дня, чтобы у сотрудников было меньше искушения растекаться мыслью по древу; завершайте любое собрание списком задач для каждого присутствующего.
На самом деле, очень и очень тяжело избавиться от организационной мути, как внутри себя, так и в своей компании. Но я уверена, что нужно идти по этому пути, и тогда результаты нашей работы будут только улучшаться.