Начинать любые изменения в отделе продаж имеет смысл с аудита. Классическим и первоочередным инструментом аудита является, конечно же, SWOT-анализ. Однако это инструмент с печальной судьбой: все его знают, но мало кто использует в реальной жизни. Давайте поподробнее разберёмся в том, как просто и правильно выполнить SWOT-анализ и, главное, применить его результаты на практике. Поехали!
Больше материалов в https://t.me/avsoln
Начнём с простого
Strength = сильные стороны, преимущества вашей компании в целом.
Weaknesses = слабые стороны, недостатки компании.
Opportunities = возможности.
Threats = угрозы.
Предприимчивые русские аналитики попытались ввести аббревиатуру ССВУ-анализ (сильные, слабые (стороны), возможности, угрозы), однако наиболее известным и лучше воспринимающимся на слух остается английское обозначение.
Нужен ли мне SWOT-анализ?
Вот что пишет в своём блоге о необходимости проводить анализ ситуации Сергей Павлов, коммерческий представитель французской компании Guillemot:
Если мы видим проблему, например, в падении продаж, то прежде, чем разрабатывать план мероприятий по её решению, необходимо понять, в чём причина этого падения: активность конкурентов (внешний фактор), падение потребительского спроса в целом (внешний фактор), плохая работа продавцов (внутренний фактор) или неконкурентоспособный продукт (внутренний фактор).
Сергей Павлов,
коммерческий представитель французской компании Guillemot
Провести SWOT-анализ также имеет смысл, если вы находитесь в начале какого-то крупного проекта или проводите маркетинговое планирование. Также он жизненно необходим при сегментировании рынка для определения стратегии.
Если вы выясните критические факторы проекта и ключевые факторы успеха на основе SWOT-анализа, то сможете сформировать основные цели, разработать стратегии и рассчитать финансовые показатели.
SWOT-анализ может применяться как для краткосрочного, так и для масштабного планирования.
Для проведения SWOT-анализа заполняется следующая таблица:
Пример:
– опытные руководители отдела продаж;
– качественные полиграфические материалы;
– узнаваемый бренд.
Пример:
– пробелы в системе обучения новых сотрудников;
– текучка менеджеров по продажам.
Пример:
– сокращение отдела продаж у конкурентов (возможность привлечь новых опытных сотрудников);
– повышение спроса на определённую продукцию.
Пример:
– повышение цен на рынке подобных услуг;
– открытие конкурентами в регионе новых филиалов.
Узнайте о 36 стратегиях в бизнесе, которые сделают ваш план действий непобедимым
Подробнее
Как выполнить успешный SWOT-анализ за 4 шага?
1. Подготовка
Естественно, для того, чтобы приступить к анализу, необходимо собрать всю информацию о компании или товаре. Для начала ещё раз изучите рынок, обратите внимание на характеристики и отзывы клиентов.
Теперь – внимание на конкурентов: сравните свою компанию или товар с ними. Так вы определите сильные и слабые стороны, ваши достоинства и упущения. Чтобы было проще это сделать, определите внутренние и внешние факторы, потенциально влияющие на уровень конкурентоспособности компании.
Стоит учитывать, что результаты SWOT-анализа должны содержать сведения как о текущих, так и о прогнозируемых трендах. Это необходимо для четкого понимания задач, а именно: кем, в какое время и в какой срок они должны быть реализованы. Что ещё важно для начального этапа выполнения SWOT-анализа? Важно АДЕКВАТНО И ОБЪЕКТИВНО оценивать преимущества и недостатки. Помните об этом и не забывайте прогнозировать и моделировать возможные ситуации.
2. Угрозы и возможности
Факторами внешней среды при проведении SWOT-анализа являются возможности и угрозы.
Чтобы оценить возможности компании, следует сосредоточиться на расширении сферы влияния, привлечении новых покупателей, увеличении денежного размера покупки, расширении ассортимента, введении новых технологий… В общем, на всём, что есть у вас сегодня и в ваших планах на будущее.
Оценивая потенциальные угрозы компании, не бойтесь учитывать не только влияние конкурентов, но и смену образа жизни, пожеланий клиентов, появление новых конкурентов, новые правовые нормы, спад экономики в целом и даже анализ вероятности того, что клиенты откажутся от ваших услуг. Впрочем, до гротеска лучше не доходить: о том, как сложится будущее вашей компании в случае конца света, можете не думать :)
3. Заполняем таблицу SWOT-анализа
Теперь настало время структурировать информацию. Таблицу SWOT-анализа можно заполнять и по ходу первых двух шагов, но структурировать всё и сразу – удобнее.
4. Анализ готов!
Осталось самое сложное – проанализировать всё, что внесено в таблицу. Составлять выводы по SWOT-анализу лучше так:
- S-O = конкурентные активы
Преимущества и возможности. Нужно проанализировать, как каждое из преимуществ можно применить при той или иной возможности. Используйте всё максимально! - W-O = узкие места
Недостатки и возможности. Здесь, соответственно, анализируем, какие из недостатков или слабых сторон нужно преодолеть для того, чтобы использовать ту или иную возможность. По-другому можно сформулировать эту задачу так: как защитить представившуюся возможность от влияния недостатков компании? - S-T = безопасность и защита
Преимущества и угрозы. И тут всё вроде бы просто: видите угрозы для вашей компании? Определите, как в борьбе с ними могут помочь ваши преимущества и сильные стороны. Иначе говоря, минимизируйте риски! - W-T = конкурентные пассивы
Недостатки и риски. Неприятно осознавать, что слабые стороны компании могут усилить угрозу извне: конкуренты и другие сложные обстоятельства ждать не будут! Рассчитайте, как уменьшить недостаток, чтобы снизить риск угрозы. Предупредите удар!
Как понять, что я правильно провёл SWOT-анализ?
Очень просто! В идеале результатом анализа должны стать комплекс целей, разработка стратегии или же понимание, куда дальше двигаться. Нужно помнить, что усложнять SWOT-анализ ни к чему. Он должен объективно выявлять главные тенденции, его сила — в краткости и вашей экспертной позиции по отношению к своей компании и рынку.
В каких случаях SWOT-анализ бессилен?
Не стоит надеяться на SWOT-анализ, если вы хотите создать динамичную картину рынка: для этого он слишком примитивен и статичен.
При постоянном тщательном аудите (научно-техническом, маркетинговом, организационном, финансовом) SWOT-анализ также вам не поможет, просто потому что будет перекликаться с другими типами анализа.
И ещё раз о недостатке: субъективность и ограниченность SWOT-анализа – это то, что может в существенной степени исказить представления о реально существующих угрозах для вашей компании.
Помните об этом! Удачи вам и процветания вашему делу!