+7-913-236-37-37 Корзина 0

Ирина Никулина: про бухгалтерию, осознанность, деградацию процессов и отчётность для государства

#Интервью#Собственнику бизнеса

3 февраля 2023 Школа Продашь! 5 295

Когда человеку нравится то, чем он занимается (работа), то ему не грозит эмоциональное выгорание. Он может достаточно долго выдавать высокий результат, заражать своей энергией окружающих, мотивировать, вести за собой и при этом заряжаться и наполняться ещё большей энергией от общения с единомышленниками. Как много знаете вы таких людей?

Мы побеседовали с Ириной Александровной Никулиной, директором бухгалтерской компании «Магистр», которая за время интервью если не «влюбила» меня в бухгалтерию, то, как минимум, поспособствовала тому, что я пересмотрела своё отношение к этой профессии.

Больше материалов в https://t.me/avsoln

Ирина Никулина – директор компании «Магистр». Интервью. Фото 1
Ирина Никулина — директор компании «Магистр».

— Ирина Александровна, у вас есть два направления, по которым вы функционируете: бухгалтерская компания «Магистр» и проект «Great Altai». Хотелось бы поговорить про компанию «Магистр». Расскажите, пожалуйста, каких успехов компания достигла на сегодняшний день.

— «Магистр» — это дело всей моей жизни. Работаем с 1994 года, официально зарегистрированы с 1999 года. Мы работали под маркой другой фирмы, потом поняли, что выросли, на тот момент нас было человек пять, и главным оказалось придумать название. Тогда в рамках города нельзя было назвать организацию так же, как у кого-то. Мы приходили на работу и спрашивали друг у друга: ну что, кто какое название придумал? Потом звонили в администрацию и спрашивали - есть такое название?.. Нам отвечали, что есть. Ольга предложила: «Давайте назовёмся «Бакалавр». Я сказала: «Давайте уж тогда «Магистр».

Банка данных не было, чтобы проверить, и вот мы позвонили девушке, которая уже 150 вариантов наших названий выслушала. Звоню ей и говорю: «Есть ли у вас название «Магистр»? И нам разрешили называться «Магистром», с 1999 года мы существуем под таким названием. Из всех барнаульских «магистров» — мы — первые.

Сейчас у нас два направления: автоматизация учёта и ведение учёта. Какое-то время мы больше специализировались на автоматизации, практическая бухгалтерия «приросла» постепенно. Долго у меня был аудиторский аттестат, но работа аудитора мне, если можно так сказать, не по душе.

— Вы говорите, что классический аудит вам не очень интересен, но такие запросы достаточно часто присутствуют в клиентском потоке, верно?

— С такими запросами люди идут достаточно часто. И я обычно минут 30-40 беседую с клиентом, чтобы он понял, что проблема — не в аудите. Если в прошлом были допущены какие-то ошибки, то нужно понять, насколько они рискованны и насколько требуют исправления сейчас. Лучше сосредоточиться на том, как правильно организовать бухучёт в будущем, это приносит руководителю гораздо большие дивиденды.

Про бухгалтерию как крепость

Аудиофрагмент интервью

— Как должен, на ваш взгляд, работать бухгалтер?

— Если вы — градоначальник и строите крепость, то вы должны сначала дать информацию, для чего вы эту крепость строите, как ваш «враг» выглядит, как от него обороняться, намерены ли вы обороняться или убегать и т. д. Вам нужен архитектор, который всё это спланирует, прораб, который будет стройкой руководить, какое-то оборудование, нужно строителей туда поставить, а потом, если враг нападёт, чтобы кто-то выехал обороняться.

А у нас, когда руководитель берёт на работу бухгалтера, он рассчитывает, что это человек семи пядей во лбу, который всё продумает и организует все процессы, найдёт исполнителей, которые выполнят автоматизацию, а то и сам всё выполнит. Бухгалтерия должна «выкачать» информацию из предприятия, собрать все нужные бумажки и создать конвейер, который бы эту информацию поставлял. Самое важное — организовать процесс доставки качественных документов, без этого вообще ничего не работает.

Бухгалтер не в состоянии все эти процессы в линейке выполнять: быть «архитектором», «прорабом», «технологом», ещё и людей учить, как правильно документы заполнять, бумаги обрабатывать, формировать отчетность и потом, посредством своей отчётности, «отбиваться от нападений» и ещё нести ответственность за всё это. И надо учитывать, что если налоговая начинает проявлять интерес, то мы не можем выключаться из рабочего процесса, чтобы «повоевать».

Мы пришли к выводу, что главбух, так же, как главврач, должен быть, прежде всего, МЕНЕДЖЕРОМ — может быть, человеком не самым умным, но человеком, который МОЖЕТ ОРГАНИЗОВАТЬ исполнителя, подтянуть нужные ресурсы, договориться с руководителем в плане постановки задачи.

Ирина Никулина – директор компании «Магистр». Интервью. Фото 2
Наталья Куценко — интервьюер.

— Как сейчас обстоят с этим дела?

— У классического бухгалтера пробелы здесь по всем направлениям. Его не учат коммуникациям, а коммуникации здесь нужно осуществлять на самом высоком уровне. Ведь что мы делаем? Мы фактически залезаем в карман к собственнику, профессионально считаем чужие деньги. И если мы не увидим, как там всё на самом деле происходит…

— И что тогда происходит?

— Не все понимают, какая сейчас идет деградация профессии бухгалтера. Нет понимания того, что делает бухгалтер. Программисты стараются превратить бухгалтеров в придаток компьютера, автоматизировать все процессы: «Программа работает? Вот и не лезь в то, как она работает». Я просто поражаюсь этому, когда работаю в проекте вместе с 1С-никами. На сегодняшний день существуют две концепции. Наша концепция — это «бухгалтер — человек разумный». А вторая концепция — это «бухгалтер — робот». В английском языке произошла же замена понятия «буккипер» на «аккаунтмент», то есть было «держатель книг», а стало «счетовод». У такого бухгалтера функция одна: он должен информацию просто в компьютер переложить. Но здесь остаётся вопрос — кто строит стратегии?

— Машина или человек?

— Да–да. Сейчас так и получается, что стратегию строит кто угодно: программист, руководитель, финансовый директор, а отвечает за всё бухгалтер. Наша задача — ситуацию переломить. Если мы за всё отвечаем, то мы и стратегии диктуем. Но это осознание тоже непросто пришло.

Ирина Никулина – директор компании «Магистр». Интервью. Фото 3

— А это какое-то современное мнение — о том, что бухгалтер не рулит? Раньше, по крайней мере, возникало чёткое ощущение, что главный бухгалтер в организации как раз рулит процессами, по сути, руководит компанией…

— Бухгалтер не рулит. Задача бухгалтера очень проста: есть бизнес как система, и задача бухгалтера — построить над этой системой свою систему наблюдения, глобальную, посредством документов, потом информацию вытянуть о том, что произошло на предприятии, а потом эту информацию систематизировать так, чтобы руководитель мог принимать решения. На этом задача бухгалтера заканчивается. А у нас получается ни два, ни полтора: бухгалтерия эту свою роль не выполняет, но лезет в принятие решений.

— Это как?

— Когда я на стороне клиента с бухгалтерами общаюсь, и когда мне бухгалтер начинает рассказывать о том, что «я считаю, надо делать так», я спрашиваю: «Ну и сколько посчитали-то?». Если «я считаю», то должна быть цифра, а если «я считаю, надо делать так», это получается конструкция безответственная. Человек должен дать данные руководителю и аргументировать, почему это решение нужно принять. «Я считаю, надо выбрать упрощённую систему налогообложения», — посчитайте, сравните два варианта. Есть же совершенно конкретные показатели, по которым можно сделать выбор осознанно: а не понимая, как руководитель принимает решения, бухгалтер не может и информацию осознанно предоставить.

Ирина Никулина – директор компании «Магистр». Интервью. Фото 4
Уголок в кабинете Ирины Александровны.

— Вы затронули тему деградации бухгалтеров как специалистов. Остановитесь, пожалуйста, на этом подробнее. Это коснулось вашей компании?

— Мне нужны сотрудники, которые в будущем смогут выстраивать стратегию. Как правило, стратегия требует каких-то элементарных знаний в математике. Мы проводили в прошлом году такой эксперимент: дали вакансию «помощник бухгалтера», поток был — 70 резюме. Я не знала, что с ними делать. Я написала задачу, на мой взгляд, очень простую, и мы дали её как первый этап конкурса. Примеры такие. Я человека спрашиваю: вот у тебя цена такая с НДС, посчитай цену без НДС. У нас то ли два, то ли три человека её решили. Нам письма такие приходили… Девочка одна писала: «Это узкоспециальные знания, вы открыли вакансию «помощник бухгалтера», человек, вышедший из стен вуза, не может знать таких подробностей» и так далее, учила меня жизни по полной программе, хотя задача была для пятого класса.

— Это очень маленький процент, учитывая, сколько наши университеты выпускают ежегодно специалистов…

— Да. В чём проблема бухгалтера? Он не понимает, что происходит на стороне клиента, не понимает бизнес клиента. Классический бухгалтер вообще не понимает, как руководитель пользуется этой информацией. Его учат методике: вот это отчёты, это главная книга, это туда, это сюда — а как руководитель этой информацией пользуется, он не понимает. Это как пекарь, который печёт хлеб, но никогда его не ел — это странно как-то. Бухгалтер никогда не рулит, у него всегда «голова назад повёрнута», это человек, который живёт в прошлом. Есть такая тема про бухгалтерию — это «посмертные учёные».

Ирина Никулина – директор компании «Магистр». Интервью. Фото 5

Про подбор персонала

— Скажите, сколько человек трудится у вас в компании?

— Сейчас в компании 15 сотрудников. Бухгалтеры — девчонки, а главный бухгалтер, управляющий и бухгалтер-технолог, который отвечает за организацию процесса по зарплатному проекту, — мужчины.

— С какими трудностями сталкиваетесь при подборе сотрудников? И по какому принципу вы подбираете в команду людей, как вы их ищете?

— На сегодняшний день это ключевая проблема, с которой я бьюсь уже, наверное, пять лет — понять структуру компании, чтобы мы могли её легко приращивать. Бухгалтерия — очень разнопрофильная работа. Мы набираем людей, набираем стажёров, но, поработав какое-то время, люди уходят. Я начала задумываться, почему так происходит — всё упирается в постановку процесса. Чёткая постановка процесса даёт возможность и клиенту с нами хорошо взаимодействовать, и сотрудникам обучаться, и мне, как руководителю, всё это контролировать.

— Как руководитель, вы уделяете внимание процессу обучения своих сотрудников? Как обстоят дела в части коммуникативных навыков?

— У меня прошлый год как раз был годом осознания проблем, и я сделала несколько попыток, пока хаотичных, обучения своих сотрудников. Потом поняла, что отдачи нет, или отдача не та, которой мне хотелось бы. Начала разные книжки читать — поскольку я же не руководитель от природы… Постепенно сложилась другая концепция построения процессов, которая даёт мне возможность выстроить клиентоориентированную сервисную компанию и внедрять в неё людей. Сейчас мы как раз на этом пути. Обучение должно быть прикладным, я сейчас это понимаю, и когда я беру человека, я сразу ввожу его в рабочий процесс, а не обучаю два-три месяца. Я ему даю рабочий процесс и даю методологию, и если он всё это освоил, я ему даю следующий процесс. И человек параллельно и работу выполняет, и учится. Но по такой системе мы начали работать совсем недавно.

— А вас не напрягает мысль, что вы становитесь своеобразной кузницей кадров? Вы взращиваете специалиста для себя, но есть большая вероятность, что его захотят увести, купить, переманить. Есть ли у вас какое-то чувство ревности как у руководителя?

— Мне бы очень хотелось, чтобы у меня именно так и получилось, чтобы я могла набирать стажёров, и люди обучались бы и выходили уже готовыми специалистами. Пусть не к нам, по логике мы должны отбирать лучших. Если у меня это получится, то у меня просто счастье будет неимоверное. Это то, что мне прямо хочется сделать.

Ирина Никулина – директор компании «Магистр». Интервью. Фото 6

Про государство и отчётность

— А как сейчас обстоят дела с отчётностью для государства?

— Несмотря на кризис, государство давит предпринимателей какими-то новыми отчётами. Во-первых, количество проверок в разы увеличилось, а во-вторых, появились новые отчёты. Я не понимаю, о чём люди думают, когда их вводят. Бухгалтерская система — это отлаженная машина, она делала-делала одни пончики, и тут ей говорят: «Надо перестроиться и делать с этой даты уже другие пончики». И люди не понимают, как страну начинает корежить: сколько у нас предприятий, и каждое начинает свою систему перестраивать.

— Примеры?

— У нас только статистика имеет больше 500 форм отчётности. Они в хаотичном порядке могут выдать ту или иную форму отчётности предприятию. Каждая форма отчётности имеет в среднем не меньше 20 страниц. А где взять человека, который возьмёт и «скачает» себе в голову тысячу страниц?

Тема с регламентной отчётностью на сегодняшний день острая. Почему никто не думает об этом, я не понимаю. Какой колоссальный ресурс задействован, чтобы эту гору бумажек подготовить. Сейчас статистика провела сплошную перепись, анкетирование предприятий и предпринимателей. Каждый предприниматель потратил час-два времени на то, чтобы это заполнить и отправить. Умножить на количество предпринимателей в нашей стране — можно ветку Байкало-Амурской магистрали за это время построить. Вот почему мы находимся там, где мы находимся. Такое впечатление, что людей ещё больше и больше нахлобучивают.

Я понимаю, что, если у нас, например, в семье денег не хватает, и я начну мужа заставлять писать отчёты о том, куда он потратил деньги, сколько он заработал — денег больше не станет — это почему-то очевидно для людей. А почему внутри страны это неочевидно? Я понимаю, что отчётность нужна, но я прекрасно понимаю, что на сегодняшний день есть много более мягких методов, чтобы получить более точную информацию и обработать её.

Ирина Никулина – директор компании «Магистр». Интервью. Фото 7

Про трудности, осознанность и будущее

— Из разговора я вижу, что в современной компании самую важную роль вы отводите именно людям, процессам осознанности, и в этой «битве между машинами и людьми» ДОЛЖНЫ выиграть люди!

— Да, люди и обучение. Человек может выиграть в этой битве, только когда у него коэффициент осознанности очень высокий, даже если он делает рутинную работу. Человек, который мне нужен, не отвлекается на разговоры, не слушает радио в наушниках, когда первичку обрабатывает. Логика какая: человеку, когда он обрабатывает первичные документы от предприятия, заносит информацию, анализирует, некогда отвлечься, он не просто тупо  вносит информацию, он ещё задаёт себе какие-то вопросы и посредством этих документов находит ответы. Надо же понимать, как предприятие устроено.

— С какими трудностями в работе сталкивается ваша компания?

— Основная проблема — неконтролируемый входящий поток, мы не можем сосредоточиться на чём-то одном, мы не знаем, какой клиент придёт следующим и с какой проблемой. С точки зрения бизнеса — это неэффективно. С точки зрения бизнеса эффективно отрабатывать тираж. И мы сегодня с этой проблемой столкнулись — я не очень понимаю, как создать тираж. У меня звонки идут, люди идут, но каждый приходит со своей проблемой, и мы до бесконечности продолжаем одно и то же разрабатывать.

— К вопросу осознанности, аналитики и мыслей о будущем: какие цели вы ставите на ближайший период — год, может, несколько лет? Что сегодня для вас самое важное?

— На ближайший год цели у нас — начать расти. Потому что мы сейчас в такой ситуации, как собака на сене: у нас наработок очень много, и мне казалось, что я всё это придумаю, и мы начнём всё это внедрять, будет положительный опыт. Но часть регламентной бухгалтерии прямо додавливает, и наша задача сейчас — организовать процессы работы с регламентной бухгалтерией так, чтобы клиент получал стандартное качество вне зависимости от того, с каким бухгалтером он работает. Чтобы процессы были расписаны, и мы начали расти в этом плане. Тогда у нас появится универсальная система и устойчивость — вот это ближайшая перспектива.

— А в далекой перспективе?

— А на будущее есть у нас такая концепция, кодовое название которой «бизнес-платформа "Магистр". Я понимаю, что предпринимателю сейчас, чтобы начать бизнес, нужно решить кучу инфраструктурных задач: как организовать IT-систему, как организовать найм персонала, маркетинг и др. Интересно было бы такой проект реализовать, партнёров подтянуть на него по всем областям: по маркетингу, по продажам, бухгалтерии, по IT-инфраструктуре — то есть организовать инфраструктурные вещи для предпринимателя… Это концепция ближайших пяти лет.

— Ирина Александровна, мы с вами говорили в течение часа о бухгалтерии! Вы так увлечённо говорите об этой сфере, видно, что вы ею живёте и даже болеете. Я восхищена. Раньше я считала, что бухгалтерия — это скучно, именно потому что я не замечала в этом, как вы назвали, осознанности… Мы говорим сейчас, и я понимаю, что готова поменять своё отношение к бухгалтерии как профессии.

— Очень мало людей у нас понимает, сколько денег они зарабатывают. Если у меня получается так дела организовать, что человек начинает понимать, что у него происходит в бизнесе и как он рулить может, — а это совершенно конкретный момент, я в глазах вижу это — в этот момент деньги идут приложением, сумма не имеет значения. И когда это получилось — всё, жизнь удалась. Большей похвалы не надо бухгалтеру.

3 889 #Интервью#Секреты тайм-менеджмента

Getting Things Done VS хаос и стресс: интервью с Дмитрием Иншаковым

Какие шаги нужно сделать, чтобы прийти к личной эффективности? От чего нужно отказаться, чтобы стать более продуктивным?

5 923 #Интервью#Собственнику бизнеса

Офисы будущего: интервью с управляющим партнером Meeting Point Татьяной Шараевой

Насколько окупаем этот бизнес? Как его основателям удалось стать лучшими в своей сфере и «рвануть» именно в кризис? Какие маркетинговые фишки Meeting Point могут помочь вам?

7 052 #Интервью#Всем

Елена Акулова, «1С Галэкс»: время продажи «жёлтых коробок» прошло

О предвосхищении в продажах, максимальной клиентоориентированности и бесперебойном обучении, как основных критериях успеха современной компании.

Контакты

+7-913-236-37-37

Видеотрывки из
фильмов и сериалов, которые
помогают продавать больше!

Подписаться на
Telegram-канал

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Написать в WhatsApp