О дизайн-мышлении говорят давно и много, но не всегда понятно. Что это такое, правда ли, что его можно использовать для решения любых задач, как оно работает и зачем нужно бизнесу — читайте в нашей статье.
Больше материалов в https://t.me/avsoln
Содержание
Немного истории
На самом деле модному нынче тренду стукнуло 50 лет. Идея дизайн-мышления принадлежит американскому социологу Герберту Саймону. Впервые он высказал ее в своей книге «Науки об искусственном» в 1969 году. Спустя некоторое время вдохновленные его подходом ученые Стэнфордского университета основали d.school, где стали продвигать идею Саймона.
Лучше всего к понятию дизайн-мышления подводит цитата Дейва Джарретта, партнера одной из крупнейших аудиторский компаний в США Crowe Horwath:
Дизайн-мышление вызывает у людей робость — как будто для него требуются совершенно иные навыки, чем есть у нас, обычных людей. Когда говорят о дизайнерах, в голову сразу приходит высокая мода. Я же не способен хорошо скомбинировать два предмета одежды. На самом деле мы пытаемся сделать так, чтобы пользователь получил именно то, что он хочет.
Если мы говорим о дизайн-мышлении в бизнесе, то имеем в виду такой способ решения задач, который учитывает в первую очередь интересы клиента. Вообще же фанаты идеи считают дизайн-мышление универсальным инструментом и применяют его во всех сферах жизни: от организации рабочего места до планирования отпуска и воспитания детей — по крайней мере пытаются.
На самом деле у дизайн-мышления есть своя схема, которая позволяет строить самые разные процессы в самых разных областях. Но прежде чем перейти к ней, рассмотрим еще одну важную составляющую дизайн-мышления — творчество.
Творчество против делового подхода
Представьте себе двух начинающих предпринимателей, каждый из которых решил открыть крафтовую модненькую пекарню.
Один думает: «Так, моя пекарня должна стать лучшей в городе, ну или хотя бы быть на одном уровне с лучшими», — и начинает изучать рынок. Ходит по топовым пекарням, узнает, что они стряпают, где закупаются продуктами, нанимает дизайнера, который делал фирменный стиль большинству из них. В конце концов выбирает популярное место в центре города и открывает симпатичную булочную с меню примерно таким же, как у всех.
Второму хочется чего-то эдакого, и он отправляется в уже знакомое нам турне по булочным. В одной из них он слышит разговор двух клиентов:
— Плюшки у них, конечно, ничего, но вот помню в детстве меня бабушка водила в кафе «Сказка» — мы там такие расстегаи ели! Сейчас таких уже не делают.
— Ну а что ты хочешь? Раньше все по ГОСТу было, а теперь…
Он проводит соцопрос среди друзей и знакомых и понимает, что все истосковались по советской выпечке. Потом откапывает старые рецепты, заказывает тематическую айдентику и открывает пекарню в новом микрорайоне. Он просто там живет и знает, что людей много, а с инфраструктурой беда.
В итоге все счастливы, а у нас вопрос: какой подход эффективней? Что бы вы ни ответили, вы правы (потому что эффективны оба). Но не настолько, насколько было бы эффективным решение, объединившее деловой подход с его аналитикой и творчество.
Именно этим и замечательно дизайн-мышление в бизнесе — оно позволяет представить самое фантастическое решение, которое будет нравиться клиентам, и воплотить его в жизнь. А если вдруг что-то пойдет не так — вернуться к предыдущему этапу и переделать.
Этапы дизайн-мышления
Справедливости ради стоит отметить, что изначально дизайн-мышление служило противовесом деловому подходу. Вместо аналитики и желания «сделать хорошо» предлагалась полная свобода творчества: все идеи, которые приходят в голову, — хорошие. Сейчас станет понятно. Итак, этапов шесть.
- Эмпатия. На первом этапе мы должны взглянуть на ситуацию глазами клиента и понять, чего он хочет. Универсального рецепта, как это сделать, нет, но один прием вам точно знаком (мы неоднократно о нем писали) — это активное слушание.
Сам термин неразрывно связан с эмпатией. Активное слушание пришло к нам из медицины — с его помощью психиатры могли лучше понять эмоциональное состояние пациента и, соответственно, помочь ему. - Фокусировка. После того, как мы прочувствовали боли клиента, начинаем анализировать всю информацию, которая у нас есть и выделяем ключевые проблемы — формулируем вопрос, на который нам нужно будет ответить.
- Генерация идей. Отвечаем на вопрос, то есть предлагаем варианты решения проблемы. При этом не ограничиваем себя рамками бюджета или здравого смысла — чистый креатив и полет фантазии. Запомните: на этапе генерации абсолютно все идеи хорошие.
- Выбор идеи. А вот здесь включаем критическое мышление и выбираем из множества хороших идей те, которые реально воплотить на практике. Иногда этот этап объединяют с предыдущим, но мы думаем, что так лучше. Ведь если вы сразу начнете ограничивать себя, можете упустить шикарное решение.
- Прототипирование. Важно выяснить, как ваша идея работает на практике. При этом не обязательно тратить прорву денег, достаточно сделать бюджетную модель с базовыми функциями — тем более, если идея не одна. Этот этап позволяет поработать над недостатками и выпустить идеальный продукт или отвергнуть идею, учесть все ошибки и начать сначала.
- Тестирование. Итак, у нас есть несколько рабочих решений. Они могут казаться превосходными, но клиенты не обязательно думают так же. На этапе тестирования мы показываем прототипы клиентам и получаем обратную связь. Дорабатываем недостатки и выпускаем продукт или возвращаемся к предыдущим этапам и создаем принципиально новое решение.
Как мы уже говорили, дизайн-мышление позволяет возвращаться в начало. И это здорово: никогда не знаешь, когда тебя настигнет гениальная идея. Допустим, мы уже на этапе прототипирования, и тут внезапно приходит совершенно новое решение — просто берем и проходим тот же путь с новой идеей. Особых затрат это не требует, а в результате мы получаем то, что нравится клиентам.
Еще один несомненный плюс дизайн-мышления — отсутствие ограничений. Вспомните этап генерации идей. Сначала мы допускаем, что возможно все, а уже потом думаем, можно ли воплотить идею в жизнь. В связи с этим небольшая вдохновляющая история.
Узнайте о 36 стратегиях в бизнесе, которые сделают ваш план действий непобедимым
Подробнее
Про ограничения
Вы слышали историю создания Центрального парка? Того самого, в Нью-Йорке. Чтобы выбрать планировку парка, законодательное собрание устроило в 1857 году первый в США конкурс ландшафтного дизайна. К проекту было всего два требования: парк не должен мешать городскому движению, а оно, в свою очередь, не должно мешать отдыхающим в парке людям.
Условия казались участникам нереальными, и выполнить их смогли только два архитектора — Фредерик Олмстед и Калверт Вокс. В своей работе они отказались от двухмерного пространства, проложив несколько дорог под землей, — парк решили строить по их проекту.
И хотя этому показательному случаю уже больше ста шестидесяти лет, мы до сих пор продолжаем отталкиваться от ограничений — в любой сфере, в том числе и в бизнесе.
Попробуйте
Принципы дизайн-мышления в бизнесе и продажах помогают посмотреть на продукт глазами клиента, а значит, увидеть свои просчеты и стать лучше. Кроме того, благодаря им мы можем выйти из порочного круга одинаковых решений и делать что-то действительно новое. Думаем, планировать отпуск с помощью дизайн-мышления тоже можно, как и многое другое. Но рациональное зерно видим только в отношении клиентов ;)