Улыбайтесь, отзеркаливайте, не принимайте закрытых поз. Мы настолько часто слышим эти советы, что перестали воспринимать их всерьез. А зря, ведь на их стороне — научные исследования.
Банальные советы по продажам, которые устарели еще во время президентства Медведева, бесят. Особенно когда попадаются на глаза в современных статьях. Но подождите. Негатив, вполне впрочем обоснованный, заставляет усомниться в действенности этих техник и лайфхаков, хотя они всегда работали — и работают до сих пор.
Многие советы основаны на настоящих научных исследованиях. За последние несколько десятилетий появилось множество работ о том, как наш мозг делает выбор, какие факторы на это влияют и почему мы покупаем. Было бы странно не использовать эту информацию в продажах.
Мы собрали 14 методов, опирающихся на социальную психологию, нейробиологию и поведенческую экономику, — и предлагаем вам взглянуть на привычные техники через призму науки.
Больше материалов в https://t.me/avsoln
#1 Контакт в течение пяти минут
Не всегда получается сразу отвечать на входящие заявки, будь то телефонный звонок или форма обратной связи на сайте. Но, как показывает наука!--noindex-->, чем раньше вы это сделаете, тем больше вероятность, что человек у вас купит. Более того: каждая минута ожидания убивает интерес потенциального клиента.

Реагируйте на заявки как можно раньше. Исследование, проведенное компанией Lead Response Management!--noindex-->, показало, что шансы на успешное обращение к потенциальному покупателю в 100 раз выше, если ответить ему в течение 5 минут после заявки — и в 21 раз выше, чтобы заключить сделку.
#2 Шесть попыток достучаться до клиента
Кстати, а сколько раз вы звоните или пишите потенциальным клиентам? Многие менеджеры ограничиваются 2–3 обращениями, прежде чем сдаться. Кажется, больше уже граничит с навязчивым поведением.
Однако исследования Velocify!--noindex--> говорят об обратном: по их мнению, идеальное количество попыток — шесть. Именно столько обращений нужно, чтобы заключить сделку. А вот больше уже точно перебор.
#3 Удачное время для звонка
Вы, конечно, знаете, что чем лучше настроение у клиента, тем больше шансов с ним договориться. Поэтому нужно с умом выбирать время для звонка. Удобнее всего говорить с вами ему будет с утра, когда дел еще нет, или в конце рабочего дня, когда их уже нет.

Точное время будет варьироваться в зависимости от продолжительности рабочего дня, графика и так далее (не забывайте о часовых поясах), но исследования!--noindex--> показывают, что лучшее время для звонка находится в интервале между 8:00 и 9:00 утром и между 16:00 и 17:00 — вечером.
#4 Звоните по средам и четвергам
Тот же принцип справедлив и для дней недели. Многие менеджеры планируют «дни звонков», но ориентируются при этом в первую очередь на свое свободное время, а не свободное время клиентов.
Хотя все понимают, что звонки по понедельникам — не лучшая мысль, немногие знают, что вторник так же плох. Согласно данным Lead Response Management!--noindex--> самыми благоприятными днями в этом плане будут среда и четверг. Конечно, в каждой отрасли расписание варьируется, поэтому неплохо было бы провести собственное исследование.
#5 Используйте местные номера
Человек с меньшей вероятностью возьмет трубку, если входящий будет междугородним. Исследование программного обеспечения Advice!--noindex--> показывает, что у вас на 300% больше шансов поговорить с потенциальным клиентом, если вы используете местный номер.

#6 Больше позитива
Да-да, все мы улыбаемся клиентам и ведем себя максимально корректно. Но даже простое замечание на тему того, какая за окном жуткая погода, может испортить продажу. Начните беседу с позитивного комментария — это более выгодно. Исследование Tipping.org!--noindex-->, например, показало, что официанты, которые просто сказали «доброе утро» гостям отеля, получили на 27% больше чаевых.
#7 Не ругайте конкурентов
Если в разговоре с клиентами вы не упускаете возможности пройтись по конкурентам, прекращайте. Когда кто-то ругает другого человека или компанию, мозг собеседника переносит весь негатив на рассказчика — это называется «спонтанной передачей признаков!--noindex-->».

#8 И снова про язык тела
Мы не раз писали о том, как важна невербалика в продажах, и вот еще одно доказательство. Исследование Ванессы ван Эдвардс!--noindex--> показало, что менеджеры, которые прошли всего один тренинг по языку тела, смогли увеличить свои продажи на 56%.
#9 Социальные сети — это не всегда плохо
Как показывает практика, социальные сети могут стать одним из самых эффективных инструментов, если правильно ими пользоваться. Недавнее исследование Джима Кинана!--noindex--> подтверждает это: 72% менеджеров, использующие соцсети в своем процессе продаж, закрывают на 23% больше сделок, чем остальные.
#10 Здоровая конкуренция
Проценты за продажи и другие атрибуты соревнования подстегивают хороших менеджеров становиться еще лучше. В 2003 году профессор Баладжи Кришнан!--noindex--> провел эксперимент, в котором приняли участие 182 продажника, и выяснили, что конкуренция заставляет больше работать и превосходить своих коллег.

#11 Оптимизм — двигатель торговли
Вопрос про наполовину пустой или полный стакан имеет прямое отношение к продажам. Впервые в этом контексте его стал изучать психолог Мартин Селигман с коллегами более 30 лет назад. Пришлось протестировать миллион продажников, чтобы доказать ценность оптимизма в этой сфере.
Сначала было исследование 1986 года!--noindex-->, когда Мартин Селигман и Питер Шульман проверили 14 000 менеджеров по продажам в Metropolitan Life и выяснили, что оптимисты превосходят пессимистов по всем показателям. Затем они повторили эксперимент в 1995 году в отрасли недвижимости, банковских продуктов и продаже автомобилей с тем же результатом.
#12 Интроверт? Экстраверт? Нет, амбиверт
Всем интровертам приходилось слышать, что экстраверты лучшие продажники. Но это не совсем так. На самом деле первое место держат за собой амбиверты — люди, которые одинаково хорошо могут проводить время в компании и в одиночестве.

Недавнее исследование 300 менеджеров по продажам, опубликованное в журнале «Психологическая наука!--noindex-->», доказывает, что каждый тип личности может быть полезен, однако амбиверты приносят в среднем на 32% больше дохода, чем экстраверты.
#13 Действуйте как ваши клиенты
Упс, опять отзеркаливание. Да сколько можно? Жестикулируйте, употребляйте те же выражения, принимайте ту же позу, что собеседник — и он будет лучше воспринимать ваши слова. А теперь к доказательствам. Вот несколько чисел, которые подтверждают действенность метода.
Исследование 2009 года!--noindex--> показало, что из 60 человек, которым нужно было вести переговоры друг с другом, те, кто отзеркаливал собеседников, пришли к соглашению в 67% случаев. В то время как другие, кто этого не делал — лишь в 12,5% случаев.
Другой пример. В исследовании 2011 года!--noindex--> приняли участие более 100 клиентов. Самое приятное впечатление о компании (а также больше покупок) осталось у тех, кто общался с продавцами, которые отзеркаливали их.
#14 Верьте в себя
Все время от времени сомневаются в собственных способностях. На самом деле это настолько распространенное явление, что психологи даже дали ему название — синдром самозванца. Но продажники не могут позволить себе подобных терзаний, ведь они напрямую влияют на показатели.

К счастью, от этого можно избавиться. Один из лучших способов!--noindex--> — вспомнить свои прошлые успехи. Вы уже достигли многого, и это значит, что и в будущем легко преодолеете все трудности. Простое упражнение, но оно действительно помогает почувствовать уверенность.
#15 Предлагайте идти на риск
Совет, который в большей мере касается B2B-продаж. Существует миф о том, что руководители и лица, принимающие решение, очень рациональны и верят только фактам и цифрам, которые вы можете привести. Но это не совсем так.
Исследование Corporate Visions!--noindex--> показало, что ЛПР менее подвержены доводам рассудка и падки на эмоции, как никто другой. На самом деле, они на 70% более склонны к рискованным решениям: например, готовы оставить ваших конкурентов, хотя их все устраивает, чтобы попробовать альтернативу. Нужно быть начеку и давить на эмоции.
#16 Заканчивайте на позитивной ноте. Всегда
Даже те, кому не приходилось проходить процедуру колоноскопии, слышали, насколько она неприятная. Врачи, чтобы как-то улучшить репутацию манипуляции, провели собственное исследование!--noindex--> и выяснили любопытную вещь.
Одна безболезненная минута в конце колоноскопии способствует тому, что люди запоминают весь опыт как более приятный. Другими словами, даже если ваша деловая встреча проходит из рук вон плохо, сделайте над собой усилие и закончите на позитивной ноте.

Заключение
То, что советы продолжают кочевать из года в год, из подборки в подборку, еще не значит, что они плохие и не работают. Надеемся, нам удалось показать приевшиеся методики под другим углом. Конечно, с каждым утверждением можно спорить, доводить его до абсурда, игнорировать, приводить контраргументы. Правда, в случае с научными исследованиями сделать это не так просто.