Тебя только что повысили, и теперь ты молодой руководитель. Но чтобы стать настоящим начальником, нужно вырасти, а это не так просто, как кажется. На пути стоит много препятствий. Сейчас расскажем.
Как и любые изменения в жизни, повышение — это стресс для организма. Стресс в основном приятный, но все же. С одной стороны, ты начальник, и это немного кружит голову. А с другой стороны, ты понимаешь, что сейчас навалится ответственность, подчиненные будут сомневаться в твоей компетентности, а твой руководитель — оценивать.
Вот здесь-то и поджидают детские болезни. Но предупрежден, значит вооружен. Поэтому давайте читать и мотать на ус.
Больше материалов в https://t.me/avsoln
Неуважение к подчиненным
Повышают, как правило, лучших сотрудников. А те, кто остается на своем месте, или недостаточно хороши, или недостаточно стараются. Такие мысли приходят в голову новорожденного начальника, и он начинает недолюбливать подчиненных и относиться к ним без должного уважения.
И это совершенно неприемлемо. Когда работник видит неуважительное отношение к себе, он и чувствует себя соответственно, и работает тоже не очень. Работа работается хуже, показатели падают, атмосфера в целом становится нездоровой, и все это может привести к саботажу.
Чтобы этого избежать, нужно вовремя наступить на горло своей звездной болезни, взять себя в руки и относиться к подчиненным по-человечески.
Политика страха
Многие руководители думают, что люди способны работать хорошо только из страха перед наказаниями. И начинают демонстрировать силу, вводить наказания, орать. В общем, запугивать.
Да, на подчиненных можно надавить, но это только накалит обстановку и настроит всех против вас. Соображать быстрее люди не начнут, а вот торопиться и косячить — да. Или, наоборот, проявлять излишний перфекционизм, добиваться идеала (безуспешно, кстати) и проматывать все сроки.
Люди будут хорошо работать, только когда сами захотят этого. И ваша задача здесь — правильно их мотивировать. На то вы и начальник.
Излишняя самоуверенность
Раз вас повысили, значит, вы это заслужили. Значит, вы много знаете и умеете. И в этом опасность: может возникнуть излишняя самоуверенность, а она ослепляет. Вы верите в свою безупречность, теряете бдительность и начинаете допускать ошибки. И чем больше самоуверенность, тем они страшнее.
Вы не можете знать всего и всегда, но вы должны принимать решения — это ваша задача как руководителя. И вы должны выполнять ее хорошо. Значит, всегда нужно прислушиваться к мнению других, учитывать их опыт и, самое главное, сомневаться в своей правоте.
Только уверенный в себе человек знает, что может допустить ошибку. И это по-настоящему мудро. Запоминайте: уверенность — хорошо, самоуверенность — плохо.
Самостоятельность в плохом смысле этого слова
Тому, кто еще недавно работал, как все, кажется, что проще самому выполнить задачу, чем объяснить ее другому. Поэтому учитесь общаться с подчиненными и формулировать, формулировать, формулировать…
В противном случае вы будете разрываться между проектами, выматываться и быстро выдохнитесь. Да, кажется, что сам вы сделаете быстрее и лучше, но это не так. Ваша задача – сделать так, чтобы другие сделали все быстро и хорошо. Без вас.
Поэтому бейте себя по рукам и всячески тормозите, когда захотите взять на себя задачу исполнителя — а поначалу это будет довольно часто. Давайте подчиненным делать свою работу и не забывайте четко ставить задачи.
Дружба с подчиненными
Вы годами общались с этими ребятами, а теперь ими надо как-то руководить. Социальные статусы поменялись, и глупо это отрицать. У вас не получится сохранить такие же теплые отношения. Теперь вас должны прежде всего уважать, а не любить.
Конечно, нужно оставаться человеком и некоторую неформальность в общении можно оставить. Но не переступайте ту тонкую грань, за которой вам сядут на шею.
Игра в профсоюз
Что может быть лучше начальника, который отстаивает интересы своей команды перед вышестоящим руководством? Например, просит повысить заработную плату своим сотрудникам, выделить больше плюшек, снизить количество задач, растянуть сроки проектов и др. Такое поведение часто называют профсоюзом: когда начальник, вместо того чтобы играть на стороне своего директора, начинает выгораживать свой коллектив.
Давайте не будем забывать, что вас назначили на должность, чтобы вы работали максимально эффективно. Все эти протесты, требования и забастовки немного отвлекают. Пока вы защищаете интересы коллектива, работа стоит. Ну или идет не так быстро, как хотелось бы.
Лучше объясните подчиненным, зачем нужно выполнять то или иное указание начальства. Ведь в вашей компании не ущемляют права сотрудников, а каждое решение несет в себе здравый смысл, правда?
И это тоже пройдет
По мере взросления вы будете совершать ошибки и болеть детскими болезнями, но постепенно это уйдет, уступит место опыту и житейской мудрости. А пока вот такая прививка от Школы Продашь. Надеемся, хоть немного помогло. Успехов вам, и будьте здоровы!
P.S. А вот здесь статья о том, как начальнику заработать авторитет в команде.