Каждый, кто работает в продажах, сталкивался с такими клиентами, которых можно назвать трудными. Но не каждый знает, что без умения работать с ними и решать конфликты мастерство продаж в полной мере не освоить.
Эта шпаргалка поможет преодолеть самую сложную ступень искусства продаж. Она предназначена для менеджеров по продажам, продавцов-консультантов и других сотрудников, которые взаимодействуют с клиентами напрямую или по телефону.
Больше материалов в https://t.me/avsoln
Содержание
- «Трудные» клиенты это...
- Правила работы с трудными клиентами
- Пошаговая мини-инструкция
- Тонкости
- Золотое правило
Чаще всего «трудными» называют клиентов, которые:
- постоянно чем-то недовольны или попросту придираются;
- вмешиваются в работу продавца или менеджера, дают советы;
- провоцируют конфликтную ситуацию;
- задают много вопросов и возражают;
- пытаются «отжать» большую скидку;
- оттягивают момент принятия решения или оплаты.
Есть распространённое мнение, что самый трудный клиент — это тот, кто всё время возражает или предъявляет претензии. Несмотря на то, что с такими действительно сложно работать (это факт), самый трудный клиент — который молчит! Спросите стену, находящуюся возле вас: «Купите мой товар?» Что она вам ответит? Так и клиент: если он вам не возражает, значит, вы даже близко его не зацепили.
Возражение клиента говорит о заинтересованности покупателя, но у него остались небольшие сомнения, которые он хочет развеять или подтвердить!
Если продавец относится к возражениям как к врагам, то, скорее всего, он будет подтверждать сомнения покупателя и не продаст товар. Если же продавец к возражениям отнесётся положительно, то сможет понять проблемы и потребности клиента и с большей вероятностью продаст товар. Подробнее о том, как отвечать на основные возражения клиентов, смотрите в шпаргалке №3.
Правила работы с трудными клиентами
- Измените своё отношение. Относитесь к таким клиентам не как к трудным, а как к таким, к которым вы пока не подобрали «ключ».
- Делайте всё то же, что и с обычными клиентами, только лучше.
- Основное время уделите установлению контакта и присоединению. Именно потому он трудный, что вы не можете его понять!
- Не просите клиента «успокоиться».
- Разговаривайте на равных. Не ставьте себя выше или ниже клиента.
- При возникновении конфликтной ситуации задайте уточняющий вопрос: «Что именно вас беспокоит?».
- Будьте вежливы, даже если клиент очень груб при общении с вами.
- Будьте честным.
- Задавайте открытые вопросы, говорите медленно, не спешите.
- Держитесь уверенно и приветливо.
- Ссылайтесь на факты. О фактах не поспоришь: колесо круглое, а квадрат квадратный! О предположениях можно спорить годами.
Узнайте о своих сильных и слабых сторонах в переговорах, прокачайте навыки за бизнес-игрой «Договоримся обо всём»
Подробнее
Пошаговая мини-инструкция
- Шаг 1. Дайте клиенту высказаться, пусть он скажет всё, что считает нужным.
- Шаг 2. Внимательно выслушайте его, не перебивайте.
- Шаг 3. Запишите все жалобы на бумагу.
- Шаг 4. Покажите ваше понимание: «Я ясно представляю, в какой ситуации мы оказались…».
- Шаг 5. Попросите обратную связь в конструктивном ключе: «Что именно мы сделали не так при сборке/доставке продукции?».
- Шаг 6. Направьте внимание клиента на совместное решение проблемы: «Скажите, если мы…».
- Шаг 7. Вместе выберите самый лучший способ решения проблемы: «Как вы считаете, лучше нам поступить, так или так?».
Тонкости
- Самый трудный клиент — это ваш тренажёр. Контракт он не подпишет (вероятность очень мала), и вы ничего не теряете. Пробуйте на нём всё, что только придумаете, а удачные варианты применяйте на основных клиентах.
- Самое сложное и важное в конфликте — сохранять доброжелательность и спокойствие. Это даст вам возможность подняться над ситуацией и быстрее решить возникшую проблему.
- Для руководителя: назначьте самого бесконфликтного сотрудника на должность «Связь с трудными клиентами». Обеспечьте регулярную связь с данными клиентами и количество жалоб уменьшится.
- Уровень конфликтности напрямую связан с уровнем тревожности личности, т.е. чем неувереннее/тревожнее чувствует себя человек, тем больше он подвержен влиянию различных «мелких и крупных» неприятностей, происходящих вокруг. Отсутствие душевного спокойствия и гармонии приводит к тому, что любые мелочи выводят человека из себя, заставляют нервничать и раздражаться.
Золотое правило
Один разрешённый конфликт равен нескольким десяткам успешных встреч.