Помню, что несколько раз в своей жизни я не могла принять решения. Например, я не знала долгое время: то ли я хочу кандидатскую диссертацию защитить, то ли уже работать и нормальные деньги зарабатывать. Одновременно сделать это было нереально, так как временные затраты на написание кандидатской просто чудовищны. Так же было и в случае со сменой работы, пару раз — с увольнением сотрудника, изменением бизнеса и др. Поэтому я с недавних пор увлекаюсь темой "Как люди принимают решение" и пытаюсь структурировать разные методы. Сегодня я хочу поделиться несколькими методами, которые мне очень нравятся, так как они просты и гениальны. Начнём с моего любимого — с микрорешений.
Анастасия Солнцева,
директор «Школы Продашь!»
Больше материалов в https://t.me/avsoln
1. Микрорешения
Этот метод предлагает Кэролайн Арнольд.
В чём суть?
Когда мы строим новогодние планы, которым не суждено сбыться, мы хотим быть какими-то (например, организованными, пунктуальными, худыми, спокойными и т.д.). Этим планам не суждено осуществиться, потому что в них нет понятия «а что именно делать?». Кэролайн предлагает вместо таких глобальных планов обходиться микрорешениями, которые просты, легко осуществимы и, самое главное, быстро приносят результат.
Примеры
Не есть пирожные в переговорных комнатах, не оставлять вещи (книги, бумаги и др.) в гостиной, складывать письма в специальную папку, заправлять машину вечером, вешать пальто в шкаф, а не кидать на стул.
Такие микрорешения не вызывают огромного сопротивления с нашей стороны, а значит, не ослабляют значительно наш самоконтроль и силу воли (представьте, какое сопротивление нужно преодолеть, если вы, например, решитесь отказаться от сладкого, а не просто не покупать мармелад или не есть сладкое после 12.00).
Когда вам удалось воплотить в жизнь одно микрорешение, можно переходить к следующему. Таким образом гораздо легче внедрить в свою жизнь все новые навыки. Итак, над каким микрорешением вы сейчас работаете?
2. Плюсы и минусы моего решения
Всё очень просто. Вам нужно принять решение в какой-то ситуации, но вы сомневаетесь, каким будет следующий ваш шаг. Берёте листочек бумаги, делите его на два столбца, в одном пишете плюсы своего решения, в другом — минусы. Делаете только тогда, когда плюсов больше на 2 (минимум), чем минусов. А не наоборот!
3. Метод Парето
20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата. Суть метода: выберите минимум самых важных действий и получите лучший результат.
Так! От чего отказываемся и чего не делаем сегодня?
4. Rubber band model
Очень похоже на «Плюсы и минусы моего решения». Вам нужно принять решение на нелёгкую тему (например, смена карьеры, переезд), вы задаёте себе два вопроса и перечисляете «Что вас удерживает (например, на этой работе/в этом городе)?» и «Что вас толкает к изменениям (сменить работу, переехать)?». Автор — Rita Mae Brown.
5. Монетка
Часто сложно принять решение, когда альтернативы примерно одинаковые, а ресурсов хватит только на одну из них.
Приведу простой пример: хочется съесть и мороженое, и булочку, но денег хватает только на что-то одно. У вас на примете есть два примерно одинаковых проекта, которые принесут примерно одинаковые результаты, обе идеи вам очень нравятся, но времени у вас хватит только на одну из них. Вы хотите сходить в кинотеатр и не можете определиться, какой из двух классных фильмов выбрать, и т. д.
Я привела простые примеры, но если покопаться, то в жизни очень часто этот сюжет воплощается и в довольно сложных ситуациях.
Совет древний (а значит выдержанный) — киньте монетку. Почему? Откладывание любого решения влечёт за собой дополнительные траты времени и энергии. Оно вам надо?
6. Невозвратимые издержки
Невозвратимые издержки — часть затрат предприятия, которая остаётся невозмещённой при банкротстве. Например, строительство шахт, туннелей, покупка лицензии, то есть то, чем нельзя воспользоваться снова. Идея? Часто с этим понятием связывают психологический аспект принятия тех или иных решений. Если мы приняли какое-то решение и начали действовать в соответствии с ним, то нам хочется довести его до конца, так как мы учитываем те издержки, которые уже понесли. Даже если это оказывается БЕССМЫСЛЕННЫМ. Например, мы досматриваем фильм до конца, даже если нам он не нравится, мы доделываем работу, даже если она потеряла актуальность. Мы часто тратим деньги на какой-то проект, даже если нужно уже остановиться.
А вы не страдаете от невозвратимых издержек в каком-либо из своих проектов?
7. Метод 3 гвоздей
Председатель необычно успешного колхоза якобы рассказывал секрет своего успешного управления: «Видите, у меня над столом в стенку вбито три гвоздя? Любое ценное указание сверху я вешаю на первый гвоздь, не читая. Когда приходит напоминание, перевешиваю указание на второй гвоздь, а напоминание вешаю на первый. Выполняю только то, что висит на третьем гвозде. Практика показывает, что большинство указаний даже до второго гвоздя не доходит».
Купите гвозди сегодня же!
8. Метод здорового пофигизма
Всех дел не переделаешь. Накажут, но не убьют же. Подожди выполнять — отменят (армейский принцип «ПВО»). Принцип здорового пофигизма основан на умении расставлять приоритеты в жизни, где всё переделать просто невозможно. Так, что не делаем сегодня?
9. Обратное тестирование
Используется в том случае, когда мы ведём какую-то постоянную деятельность. Например, в ваши обязанности входит рассылка ежедневных и еженедельных отчетов в компании или компания ежемесячно тратит определённую сумму на рекламу. Суть обратного тестирования в том, чтобы предположить: «А может быть, эта деятельность никому не нужна?» — и отменить её на какой-то промежуток времени. Если предположение оправдывается, то нет ничего страшного в том, чтобы вычеркнуть эту работу навсегда.
А какими методами принятия решений пользуетесь вы?
Эти прекрасные иллюстрации к моему материалу нарисовала Ольга Азисова, за что мы ей очень благодарны.